Вопросительные местоимения

Вопросительные местоимения играют важную роль в формировании вопросительных предложений в уйгурском языке. Они используются для получения информации о предмете, явлении, лице, времени, месте или причине, о которых говорящий ничего не знает. Эти местоимения могут быть использованы в различных формах и с разными оттенками значений, в зависимости от контекста.

1. Основные вопросительные местоимения

1.1. “نەمە” (nämä) – “что”

Местоимение “نەمە” используется для вопросов о предметах, явлениях или действиях. Оно может относиться как к конкретному объекту, так и к более абстрактным понятиям.

  • Пример:

    • نەمە كۆرۈۋاتىسىز؟ (Nämä körüwatisiz?) – Что вы смотрите?

1.2. “كىممە” (kimmä) – “кто”

Местоимение “كىممە” употребляется для вопросов о людях, их личностях или идентичности. Оно может обозначать как одного человека, так и группу.

  • Пример:

    • كىممە بۇ؟ (Kimme bu?) – Кто это?

1.3. “قەيەردە” (qäyerdä) – “где”

Это местоимение используется для вопросов о месте или локализации какого-либо объекта.

  • Пример:

    • قەيەردە بولدى؟ (Qäyerdä boldi?) – Где это произошло?

1.4. “قانداق” (qandaq) – “как”

Местоимение “قانداق” используется для выражения вопросов, касающихся способа или метода выполнения какого-либо действия.

  • Пример:

    • قانداق قىلدىڭىز؟ (Qandaq qildingiz?) – Как вы это сделали?

1.5. “نېمە ئۈچۈن” (nämä üchün) – “почему”

Местоимение “نېمە ئۈچۈن” используется для вопросов, связанных с причиной или мотивом какого-либо действия.

  • Пример:

    • نېمە ئۈچۈن كېتىڭىز؟ (Nämä üchün ketingiz?) – Почему вы ушли?

2. Сложные вопросительные местоимения

В уйгурском языке также существуют сложные вопросы, состоящие из нескольких элементов. Такие конструкции включают сочетания нескольких местоимений или добавления предлогов.

2.1. “قانداققا” (qandaqqa) – “куда”

Местоимение “قانداققا” употребляется для вопросов о направлении или конечной цели действия.

  • Пример:

    • قانداققا كەتتىڭىز؟ (Qandaqqa kettiniz?) – Куда вы пошли?

2.2. “نىمىشقا” (nämäshqa) – “зачем”

Местоимение “نىمىشقا” используется для выражения вопросов о цели или намерении какого-либо действия.

  • Пример:

    • نىمیشقا كەلسىڭىز؟ (Nämäshqa kelsingiz?) – Зачем вы пришли?

3. Вопросительные местоимения с послеслогами

В уйгурском языке вопросительные местоимения могут сочетаться с послеслогами, что влияет на их значение и употребление.

3.1. “نەمدە” (nämda) – “в чём”

Это сочетание местоимения “نەمە” и послеслога “دە” используется для вопросов о предмете или объекте, с которым происходит действие.

  • Пример:

    • نەمدە يۈرۈۋاتىسىز؟ (Nämda yürüwatisiz?) – В чём вы идёте?

3.2. “كىمدە” (kimdä) – “с кем”

Местоимение “كىممە” с послеслогом “دە” используется для вопросов о лице, с которым осуществляется действие.

  • Пример:

    • كىمدە بولدى؟ (Kimdä boldi?) – С кем это произошло?

4. Особенности использования вопросительных местоимений

4.1. Интонация и структура предложения

Вопросительные местоимения в уйгурском языке, как правило, употребляются в начале предложения, однако возможны и другие расположения, в зависимости от контекста и интонации. Для выделения вопроса часто используется восходящая интонация на конце предложения.

4.2. Согласование с глаголом

Местоимения могут требовать специального согласования с глаголом в зависимости от того, о каком предмете или действии идет речь. Например, для вопросов о времени могут использоваться формы глаголов в прошедшем или будущем времени, чтобы уточнить временной аспект.

  • Пример:

    • نىمىشقا كەتتى؟ (Nämäshqa kettimi?) – Почему он ушёл? (вопрос о прошедшем времени)
    • نىمىشقا كەتتىڭىز؟ (Nämäshqa ketingiz?) – Почему вы уйдёте? (вопрос о будущем времени)

4.3. Синонимичность вопросительных местоимений

В уйгурском языке существуют случаи, когда одно местоимение может использоваться в различных контекстах с разными значениями. Например, слово “نەمە” может означать как “что”, так и “какой” в зависимости от контекста.

5. Заключение

Вопросительные местоимения в уйгурском языке являются важным инструментом для формирования вопросительных предложений и уточнений. Они представляют собой ключевые элементы для понимания того, что именно интересует говорящего.