Словообразование глаголов

Словообразование глаголов в уйгурском языке представляет собой сложную и многоуровневую систему. Глагольные корни могут изменяться с помощью различных аффиксов, что приводит к образованию новых глаголов. Эти процессы включают деривацию, композитацию и некоторые особенности, связанные с тем, как и в каких контекстах используется тот или иной аффикс. В данной главе рассматриваются основные способы образования глаголов и особенности их функционирования.

1. Образование глаголов с помощью аффиксов

1.1. Суффиксальные способы

Одним из основных способов образования новых глаголов в уйгурском языке является использование суффиксов, которые присоединяются к глагольному корню. Суффиксы могут не только изменять значение глагола, но и его грамматические особенности.

Примеры суффиксов:

  • -иш (иш-) — образует отглагольные существительные, но может использоваться для образования глаголов в значении “действие” или “процесс”:

    • көр-иш — видеть (действие видения);
  • -ла-/-лә- — суффикс, который образует глаголы от существительных, часто обозначая процесс выполнения действия:

    • йаз-ла- — писать (от существительного “йаз” — письмо);
  • -чила-/-чилаш- — суффикс, который может образовывать глаголы с значением продолжительного действия или превращения чего-либо:

    • оқ-чилаш- — обучать, наставлять.

1.2. Префиксальные способы

Префиксация в уйгурском языке используется реже, чем суффиксация, но тем не менее она также играет важную роль в образовании глаголов. Префиксы могут изменять аспект действия или указывать на направление.

Примеры префиксов:

  • қа- — используется для образования глаголов, обозначающих движение:

    • қа-ғараш- — смотреть (как действие с направлением, например, в сторону кого-то);
  • бә- — может образовывать глаголы с значением деятеля:

    • бә-ишлә- — работать.

1.3. Инфиксальные способы

Инфиксальный способ образования глаголов, при котором вставляется аффикс внутрь корня, также встречается в уйгурском языке, но достаточно редко. Этот способ может быть использован для усиления значения действия или добавления оттенков.

Пример:

  • йүр-үм- — двигаться (в данном случае инфикс добавляется внутрь корня).

2. Композитация глаголов

Кроме аффиксации, в уйгурском языке также широко используется способ образования глаголов через соединение двух или более корней. Это может быть полезно для обозначения более сложных действий или процессов.

Примеры композитных глаголов:

  • көр-иш-ләш- — увидеть и сразу начать действовать, выполнять процесс.
  • йаз-ла- — образуется от существительного с добавлением суффикса, образующего глагол.

3. Образование глаголов с помощью редупликации

Редупликация в уйгурском языке также может быть использована для образования глаголов. Это процесс повторения корня или его части с целью изменения значения глагола или усиления его действия.

Примеры:

  • көр-көр- — снова увидеть, посмотреть несколько раз.
  • барам-барам- — ходить много, часто.

4. Образование глаголов от существительных

Одним из наиболее распространенных способов образования глаголов в уйгурском языке является преобразование существительных в глаголы. Это делается с помощью суффиксов или их сочетания с другими аффиксами.

Примеры:

  • йаз- (письмо) + -ла-йаз-ла- (писать).
  • китаб- (книга) + -лаш-китаб-лаш- (писать книгу).

5. Глаголы с отражением действия

В уйгурском языке также существует категория глаголов, которые выражают отражение действия. Такие глаголы часто образуются с помощью суффиксов -иш или -лаш и могут выражать как взаимность, так и обратимость действия.

Пример:

  • көр-иш- (видеть друг друга) — взаимное действие.
  • сөз-лаш- (обсуждать) — действовать в ответ на определенное событие.

6. Образование глаголов с аспектом

В уйгурском языке глаголы могут образовываться с учетом аспекта, что выражает, как действие развивается во времени. Например, использование определенных суффиксов или сочетаний аффиксов может указывать на продолжительность действия или завершенность.

Примеры:

  • -иш — завершенность действия:

    • бар-иш- — закончить идти.
  • -мақ — процесс:

    • оқ-мақ — учить, обучать.

7. Влияние глагольных корней на процесс словообразования

Некоторые глагольные корни имеют возможность изменять форму или значение в зависимости от контекста, в котором они используются. В таких случаях словообразование может происходить с учетом семантических и грамматических характеристик корня.

Пример:

  • көр- — видеть (основной смысл);
  • көр-иш- — процесс видеть, смотреть.

8. Словообразование с аффиксами перфектива и императива

Аффиксы перфектива в уйгурском языке могут обозначать завершенность действия, а императивные аффиксы служат для создания приказа или побуждения.

Примеры:

  • -ди (перфектив) — көр-ди — увидел.
  • -йа (императив) — көр-йа — смотри!

9. Словообразование от глаголов с помощью заимствованных элементов

Существуют случаи, когда уйгурские глаголы заимствуют элементы из других языков, особенно арабского и персидского. Это может быть отражением исторического взаимодействия и культурных обменов.

Примеры:

  • қабул- (принять, арабизм);
  • истифадә- (использовать, персизм).

10. Сложность словообразования в контексте синтаксической структуры

Словообразование глаголов в уйгурском языке также связано с синтаксисом. Часто образованные глаголы могут изменяться в зависимости от структуры предложения, что в свою очередь может повлиять на выбор аффикса и форму глагола. Это также оказывает влияние на его грамматическую связь с другими элементами предложения.


Таким образом, словообразование глаголов в уйгурском языке является сложным и многогранным процессом, включающим как суффиксацию, так и другие способы изменения и создания новых глагольных форм.