Придаточные дополнительные

Придаточные дополнительные в уйгурском языке выполняют функцию расширения и уточнения основного предложения, являясь его частью, которая зависит от существительного или местоимения в главной части предложения. Эти придаточные предложения выражают дополнительную информацию о месте, времени, причине, цели или других обстоятельствах, связанных с действием, выраженным в главном предложении.

Придаточные дополнительные в уйгурском языке могут быть образованы с помощью определённых союзов или служебных слов, которые соединяют их с главными предложениями. Структурно такие предложения, как правило, начинаются с союза, который указывает на зависимость от главного предложения, и заканчиваются определённым падежом в зависимости от значимости информации.

Структура и функции

  1. Придаточные в функции дополнения: В этом случае придаточное предложение обычно отвечает на вопросы «кого?» или «что?». Например:

    • Китапни оқуп чыкқанда, мәни мәшинә күтүп туриду (Когда я прочитал книгу, меня ждала машина).
  2. Сложные придаточные дополнения: В уйгурском языке может быть использована сложная структура с несколькими зависимыми предложениями. Придаточные могут быть неоднородными по своей функции, но всегда подчиняются одному главному предложению.

  3. Придаточные предложения с формами косвенных падежей: Часто придаточные предложения требуют применения падежей, таких как дательный, винительный или предложный. Например:

    • Мән уқуткан кітапқа ениқ җавап беримән (Я дам точный ответ на книгу, которую я прочитал).
    • Мәнің көргән балам (Ребёнок, которого я видел).
  4. Особенности союза «ки»: В уйгурском языке важным элементом для образования придаточных предложений является союз «ки». Он используется для соединения предложения с зависимым элементом, указывающим на объект или ситуацию. Например:

    • Алдашаң, сен “ки” бир ишни қиливетиптүрсән. (Ты обманываешь, ты сделал эту работу).

Порядок слов в придаточном предложении

Порядок слов в придаточном предложении отличается от порядка слов в главном предложении. Обычно в придаточном предложении используется структура с субъектом и глаголом в определённом порядке, но сама структура предложения может изменяться в зависимости от его функции. Например, в вопросительном предложении придаточное будет следовать после главного:

  • Мән биләмән, сенниң қайда ишләватқанлиқиңды (Я знаю, где ты работаешь).

Придаточные предложения в косвенных падежах

Когда в главном предложении есть существительное или местоимение в косвенном падеже, то придаточные предложения часто требуют использования этого падежа. Это может зависеть от контекста, ситуации и значимости действия. Например:

  • Униң әтиси ишләватқан ергә барған (Он пошёл туда, где его отец работает).
  • Шәһәрни көргәнләр (Те, кто видел город).

Использование «субъективных» и «объективных» конструкций

  1. Субъективные придаточные: Эти придаточные предложения отражают субъективную оценку, мнение или восприятие субъекта главного предложения. Например:

    • Буни биламан, сенниң мәндә болишиң (Я знаю, что ты у меня есть).
  2. Объективные придаточные: Объективные придаточные не выражают субъективной оценки и скорее служат для изложения фактов. Например:

    • Мән ғалабини көргән (Я увидел победу).

Порядок соединения с главной частью

Придаточные дополнительные могут быть присоединены к главному предложению как до, так и после него. Однако, если придаточное предложение начинается с союза «ки», то оно часто ставится после главного предложения. В случае с простыми союзами и выражениями без этого союза, порядок может варьироваться:

  • Алдинқи шехәрни көрүш үчүн, күндә аттоп кетишим (Чтобы увидеть старый город, я поеду каждый день).
  • Мәндин кейин машини бармайду (Машина не поедет после меня).

Примеры использования

  1. Кимни өйрәтсиму, улар чүшәнмәйду (Кого бы я ни учил, они не понимают).
  2. Униң писаниси йәнә һәркәмгә йошурилмиди (Его мнение ещё не было скрыто от всех).

Заключение

Придаточные дополнительные в уйгурском языке важны для углубления значений и точности выражений в предложении. Их структура и использование зависят от контекста, типа предложения и функций, которые оно выполняет в языке.