Порядковые числительные

Порядковые числительные в урду играют важную роль в выражении порядка или последовательности предметов, событий и действий. Они отвечают на вопрос “который по счету?” и, в отличие от количественных числительных, показывают позицию объекта в ряду, а не количество. Структура этих числительных отличается от их аналогов в других индоарийских языках, таких как хинди, и имеет свои особенности.

Структура и образование порядковых числительных

Порядковые числительные в урду образуются путем добавления суффикса “-واں” (wān) к основному числительному. Это суффикс меняется в зависимости от рода и числа существительного, к которому он относится.

Пример образования порядковых числительных:
  1. پہلا (pehla) – первый
  2. دوسرا (dusra) – второй
  3. تیسرا (teesra) – третий
  4. چوتھا (choutha) – четвертый
  5. پانچواں (panchwān) – пятый

В большинстве случаев, когда порядковое числительное связано с существительным, оно склоняется по роду и числу, согласуясь с этим существительным. Для мужского рода сохраняется форма числительного без изменений, а для женского рода используется форма с суффиксом “-ی” (ī).

Примеры:
  • پہلا لڑکا (pehla larka) – первый мальчик
  • پہلی لڑکی (pehli larki) – первая девочка

Порядковые числительные с числительными от 1 до 10

  1. پہلا (pehla) – первый
  2. دوسرا (dusra) – второй
  3. تیسرا (teesra) – третий
  4. چوتھا (choutha) – четвертый
  5. پانچواں (panchwān) – пятый
  6. چھٹا (chhatā) – шестой
  7. ساتواں (sātwān) – седьмой
  8. آٹھواں (āṭhwān) – восьмой
  9. نواں (nawān) – девятый
  10. دسواں (daswān) – десятый

Порядковые числительные от 11 до 20

Для числительных от 11 до 19 используется специальная форма: суффикс “-واں” (wān) добавляется к числительному.

  • گیارھواں (gyārahwān) – одиннадцатый
  • بارھواں (bārhwān) – двенадцатый
  • تیرہواں (terahwān) – тринадцатый
  • چودھواں (chaudahwān) – четырнадцатый
  • پندرھواں (pandrahwān) – пятнадцатый
  • سولھواں (solahwān) – шестнадцатый
  • سترھواں (satrahwān) – семнадцатый
  • اٹھارہواں (aṭhārahwān) – восемнадцатый
  • انیسواں (unīs-wān) – девятнадцатый
  • بیسواں (bīs-wān) – двадцатый

Множественное число и род

В урду порядковые числительные изменяются в зависимости от рода и числа существительного. Для мужского рода числительные остаются в своей основной форме, а для женского рода добавляется суффикс “-ی” (ī), а также изменяется окончание существительного.

Мужской род:

  • پہلا لڑکا (pehla larkā) – первый мальчик
  • دوسرا لڑکا (dusra larkā) – второй мальчик

Женский род:

  • پہلی لڑکی (pehli larkī) – первая девочка
  • دوسری لڑکی (dusri larkī) – вторая девочка

В случае множественного числа также происходит изменение:

  • پہلے لڑکے (pehle larkay) – первые мальчики
  • پہلی لڑکیاں (pehli larkiyan) – первые девочки

Использование порядковых числительных в предложении

Порядковые числительные в урду обычно идут перед существительными, к которым они относятся, и согласуются с ними по роду и числу. В некоторых случаях, когда речь идет о порядке действий или событий, числительные могут быть использованы в качестве прилагательных или наречий.

Пример:

  • وہ پانچواں لڑکا تھا (Woh panchwān larkā thā) – Он был пятым мальчиком.
  • پہلی دفعہ (pehli dafā) – первый раз

Примечания и исключения

  1. Порядковые числительные для чисел от 1 до 10 имеют свою уникальную форму, которую необходимо запомнить, так как они не всегда образуются по привычным правилам.
  2. В некоторых случаях для обозначения порядковых числительных в урду используется также суффикс “-واں” без изменения формы для множества чисел, например: پچاسواں (pachaswān) – пятидесятый.
  3. Для чисел более 20 могут использоваться такие варианты, как بیست وپہلا (bīs aur pehlā) – двадцать первый, что по сути является сочетанием количественного и порядкового числительного.

Заключение

Порядковые числительные в урду образуются по определенному правилу и имеют формы, которые зависят от рода и числа существительного, к которому они относятся. Несмотря на наличие особенностей в образовании для чисел от 1 до 10, система в целом достаточно логична и поддается изучению, если учитывать основные изменения и особенности склонений.