Падеж в языке урду — это грамматическая категория, которая служит для выражения синтаксических отношений между словами в предложении, а также для определения их роли в контексте. В отличие от многих индоевропейских языков, таких как русский, в урду нет развитой системы падежей с многочисленными формами для существительных, прилагательных и местоимений. Вместо этого в языке используется сравнительно ограниченная система, ориентированная на использование послелогов (постпозиций).
Номинатив (I падеж) — это основной падеж, в котором существительные, прилагательные и местоимения, как правило, стоят в качестве подлежащего предложения. В этом падеже форма существительного не изменяется. Примеры:
Объектный падеж (II падеж) — в урду не существует специальной формы для прямого объекта. Вместо этого для выражения объекта используется послелог کو (ko), который присоединяется к существительному. Примеры:
Родительный падеж (III падеж) — в урду нет формы родительного падежа как такового, однако его функцию выполняют различные послелоги и конструкции. Обычно для выражения принадлежности или отношения используется послелог کا (ka) для мужского рода, کی (ki) для женского и کے (ke) для множественного числа. Примеры:
Творительный падеж (IV падеж) — в урду нет отдельной формы для творительного падежа, и эта роль также выполняется при помощи послелогов, таких как سے (se), который может обозначать инструмент, способ, или источник. Примеры:
Местный падеж (V падеж) — в урду используются послелоги میں (mein) для обозначения местоположения или действия в пределах чего-то. Он может быть переведен как «в», «на», «внутри». Пример:
В урду, падежная система не является столь обширной, как в других языках, что делает грамматику проще, но также и менее гибкой в некоторых аспектах. Например, слово “larki” может использоваться и как подлежащее, и как объект, и для выражения принадлежности, если добавить подходящий послелог. Вместо использования различных падежных окончаний, послелоги, стоящие после существительных, обеспечивают все необходимые синтаксические и семантические различия.
Послелоги играют ключевую роль в урду и заменяют падежные окончания, распространенные в других языках. Они представляют собой фиксированные формы, которые следуют за существительными и выполняют функции различных падежей.
کا / کی / کے (ka / ki / ke) — используются для выражения принадлежности (аналог родительного падежа). Эти послелоги изменяются в зависимости от рода и числа существительного. Пример:
کو (ko) — послелог для обозначения прямого объекта (аналог винительного падежа). Пример:
سے (se) — послелог, который обозначает источник, способ или инструмент. Используется также для выражения действия “с” в значении «откуда-то» или «с чем-то». Пример:
میں (mein) — послелог для выражения местоположения (аналог местного падежа). Пример:
کے ساتھ (ke saath) — используется для выражения значений, аналогичных дательному падежу в других языках, когда необходимо показать совместное действие или наличие связи. Пример:
Предлог в контексте времени: Послелог میں также используется для выражения времени. Это аналог времени в других языках, например «в» или «через». Пример:
Послелоги направления и места: Некоторые послелоги, такие как پر (par) или کے اندر (ke andar), выражают не только физическое местоположение, но и направления действия. Пример:
Местоимения в урду также склоняются с использованием послелогов, что придает определенный оттенок смысла. Например, послелог کو (ko) часто используется с личными местоимениями для выражения объекта действия. Пример:
Послелоги являются основным способом выражения падежных отношений в урду, что делает язык относительно простым с точки зрения формальной грамматики. В этом языке вместо падежных окончаний используются фиксированные постпозитивные формы, что упрощает структуру предложений. Однако в синтаксической структуре урду послелоги играют важную роль, так как они обеспечивают ясность связи между словами, несмотря на отсутствие гибкой системы падежей.