Каузативные глаголы

Каузативные глаголы в урду

Каузативные глаголы в языке урду играют важную роль в формировании смысловых конструкций, где действие производится не самим субъектом, а с помощью его вмешательства или под влиянием. Эти глаголы служат для выражения действия, которое кто-то заставляет или побуждает совершить другого.

Образование каузативных глаголов

В языке урду каузативная форма глагола образуется с использованием суффикса -انا (-ana) или -انا (-ana) в сочетании с глагольной основой. Этот процесс часто носит характер изменения глагольной основы и добавления к ней специального суффикса, который изменяет значимость глагола.

  1. Основной способ образования:

    • глагол + -انا (-ana). Например:
    • کھانا (khana) — “есть” → کھلانا (khilana) — “кормить, заставить есть”
    • لکھنا (likhna) — “писать” → لکھوانا (likhwana) — “заставить писать”
  2. Редкие изменения: Иногда для образования каузативных форм используется иная модификация, что может включать изменение основы или внутренние морфологические изменения:

    • دیکھنا (dekhna) — “смотреть” → دکھانا (dikhana) — “показывать”
    • پینا (peena) — “пить” → پلانا (pilana) — “поить, заставить пить”

Типы каузативных глаголов

Каузативные глаголы можно разделить на несколько типов в зависимости от их структуры и значения:

  1. Прямые каузативные глаголы Эти глаголы прямо означают “заставить” или “побудить” кого-то выполнить действие. Например:

    • لینا (lena) — “брать” → دلوانا (dilwana) — “заставить взять”
    • بیچنا (bechna) — “продавать” → بیچوانا (bechwana) — “заставить продать”
  2. Неопределённые каузативные глаголы В некоторых случаях действия, выражаемые каузативными глаголами, не ограничиваются конкретным субъектом, а говорят о более общем процессе или воздействии на объект:

    • بننا (banna) — “быть сделанным” → بنوانا (banwana) — “сделать”

Синтаксические особенности

  1. Использование прямого дополнения В большинстве случаев после каузативного глагола стоит прямое дополнение, которое обычно обозначает лицо, выполняющее действие. Это дополнение может быть выражено с помощью падежных форм. Например:

    • میں نے اس کو کھلایا (main ne us ko khilaya) — “Я его накормил”
  2. Необходимость указания лица, на которое оказывается влияние В случае с каузативными глаголами, как правило, обязательно указывается лицо, которое вынуждено выполнить действие. Например:

    • وہ ہمیں کام کراتا ہے (woh humein kaam karata hai) — “Он заставляет нас работать”

Использование каузативных глаголов в разных временных формах

Каузативные глаголы могут использоваться в различных временных формах. При этом, как и в обычной глагольной системе урду, они подчиняются тем же правилам изменения по временам и наклонениям. Например:

  • ماضی (mazi) — прошедшее:

    • میں نے اسے بلایا (main ne usay bulaya) — “Я его позвал”
  • مضارع (muzari) — настоящее:

    • میں اسے بلاتا ہوں (main usay bulata hoon) — “Я его зову”
  • مستقبل (mustaqbil) — будущее:

    • میں اسے بلاؤں گا (main usay bulaoon ga) — “Я его позову”

Оттенки значения каузативных глаголов

Каузативные глаголы могут передавать разные оттенки значения в зависимости от контекста. Это могут быть как нейтральные действия (например, “кормить” или “поить”), так и более эмоционально окрашенные (например, “заставлять” или “приказывать”).

  1. Необходимость или обязанность:

    • بٹھانا (bithana) — “сажать, усаживать” → может нести оттенок “заставить сидеть”
  2. Побуждение или стимулирование:

    • سمجھانا (samjhana) — “объяснять” → может означать “побуждать понять”, т.е. дать объяснение.

Примеры использования каузативных глаголов в предложениях

  1. میں نے اسے کتاب دکھائی (main ne usay kitaab dikhayi) — “Я показал ему книгу”
  2. وہ مجھے غصہ دلاتا ہے (woh mujhe ghussa dilata hai) — “Он меня злит”
  3. وہ ہمیں گانا گواتا ہے (woh humein gana gawata hai) — “Он заставляет нас петь”

Заключение

Каузативные глаголы в урду образуют важную часть грамматической структуры, позволяя не только выражать действия, но и передавать различные нюансы побуждения, заставления или стимулирования другого лица. Это богатая категория, которая играет ключевую роль в уточнении смыслов и отношений между субъектами и действиями в языке урду.