Сложноподчиненные предложения

Сложноподчиненное предложение (СПП) состоит из главной и подчиненной части. Главная часть может быть самостоятельным предложением, а подчиненная — зависимой и не может быть употреблена отдельно, так как она выражает второстепенную мысль, поясняющую или уточняющую основное содержание главного предложения.

Подчиненные предложения в туркменском языке выполняют различные синтаксические функции и могут быть выражены различными типами зависимых конструкций, такими как определительные, изъяснительные, временные, условные и другие.

2. Виды подчиненных предложений

2.1. Изъяснительные предложения

Изъяснительные предложения в туркменском языке отвечают на вопросы “что?” или “какой?” и служат для уточнения или пояснения содержания главного предложения. Подчиненная часть изъяснительного СПП может быть введена с помощью союзов “diýmek”, “bellemek”, “görmek”, которые выражают значение сообщаемого содержания.

Пример:

  • Men aýdýan zatlar meni düşündirmeýär. (То, что я говорю, не понятно мне.) Здесь подчиненное предложение “Men aýdýan zatlar” поясняет, что именно не понятно.

2.2. Определительные предложения

Определительные подчиненные предложения характеризуют предмет или лицо, о которых идет речь в главной части. Они отвечают на вопросы “какой?”, “который?” и обычно содержат относительное местоимение, например “kim”, “näme”, “haysy”, “nähili”.

Пример:

  • Bu meniň gördüm kitapdyr. (Это книга, которую я увидел.) Здесь подчиненное предложение “meniň gördüm” уточняет, о какой книге идет речь.

2.3. Временные предложения

Временные подчиненные предложения обозначают временные условия действия. Они отвечают на вопросы “когда?”, “пока?”, “после того как?” и могут быть введены различными союзами и частицами, такими как “soňra”, “başlan”, “ýakyn”, “ýönekeý”, “diňe”, “bir gezek”, и другими.

Пример:

  • Ol gelýän wagty, men gidişimi tamamlaýaryn. (Когда он придет, я закончу свой уход.) Здесь подчиненное предложение выражает временной аспект действия.

2.4. Условные предложения

Условные подчиненные предложения показывают зависимость главного действия от определенного условия. В туркменском языке такие предложения часто вводятся с помощью союза “eger”.

Пример:

  • Eger biz öňünden planlaşdyrmasak, işlerimizi ýetirmek kyn bolar. (Если мы не спланируем заранее, будет трудно выполнить нашу работу.) Подчиненное предложение “eger biz öňünden planlaşdyrmasak” устанавливает условие для выполнения действия в главной части.

2.5. Целевые предложения

Целевые подчиненные предложения указывают на цель действия, выраженную в главной части предложения. Они могут быть введены союзами типа “üçin”, “bolmak üçin”, “maksat”, которые показывают конечную цель.

Пример:

  • Ol kitabyny okuýar, iň gowy talyp bolmak üçin. (Он читает свою книгу, чтобы стать лучшим студентом.) Подчиненное предложение объясняет цель действия, описанного в главной части.

3. Синтаксическая связь и порядок слов

В туркменском языке порядок слов в сложноподчиненном предложении всегда соблюдается с учетом позиции главной и подчиненной части. Подчиненная часть, как правило, располагается после главной, но может быть и на первом месте, если требуется особое выделение.

Основной порядок слов в СПП следующий:

  1. Главная часть
  2. Подчиненная часть.

Однако в зависимости от контекста, можно менять порядок для усиления акцента на подчиненной части, например:

  • Gidýän wagty, men seni görjek. (Когда я пойду, я увижу тебя.)
  • Men seni görjek, gidýän wagty. (Я увижу тебя, когда пойду.)

При таком изменении порядок слов в предложении меняет акцент, но смысл остается тем же.

4. Союзы и их использование

Союзы играют ключевую роль в формировании сложноподчиненных предложений в туркменском языке. Основные союзы для образования подчиненных предложений:

  • “diýmek” — указывает на объяснение или сообщение (например, в изъяснительных предложениях).
  • “eger” — используется для выражения условия.
  • “soňra” — указывает на последовательность или время.
  • “göre” — применяется для указания причины или зависимости.
  • “ýa-da” — используется для связывания альтернативных вариантов.
  • “kendi” — вводит определенные относительные подчиненные предложения.

Пример с союзами:

  • Men seni çagyrdym, çünkü seni görmek isleýärin. (Я позвал тебя, потому что хочу тебя увидеть.)

5. Особенности использования сложноподчиненных предложений

Несмотря на общие принципы, при формировании СПП в туркменском языке могут быть различия в зависимости от региона или варианта языка. В более формальных стилях речи предпочтение отдается четкому соблюдению синтаксических норм, в то время как в разговорной речи возможны некоторые вариации, такие как пропуск определенных союзов или инверсия.

Также следует учитывать, что в туркменском языке часто используется синонимия союзов для выражения различных оттенков значений. Например, союзы “diýmek” и “bellemek” могут использоваться в различных контекстах в зависимости от того, насколько формальное сообщение.

6. Пунктуация в сложноподчиненных предложениях

Правильное использование знаков препинания в сложноподчиненных предложениях также является важной частью синтаксической структуры. В туркменском языке, как и в русском, между главной и подчиненной частью предложения ставится запятая, если подчиненная часть стоит перед главной.

Пример:

  • Soňra men işimi tamamlaýaryn, olar bilen duşuşýaryn. (Потом я завершу свою работу и встречусь с ними.)

Если подчиненная часть идет после главной, запятая обычно не ставится.

Пример:

  • Men işimi tamamlaýaryn soňra olar bilen duşuşýaryn. (Я завершу свою работу, а потом встречусь с ними.)

7. Заключение

Сложноподчиненные предложения в туркменском языке имеют богатую структуру и разнообразие типов подчиненных предложений. Понимание синтаксических связей, союза и порядка слов помогает четко и правильно строить более сложные предложения. Важно также учитывать региональные особенности, которые могут влиять на выбор союзов и общие нормы построения сложноподчиненных конструкций в разговорной и письменной речи.