Сложноподчинённые предложения

Сложноподчинённые предложения (спп) в турецком языке представляют собой конструкции, в которых одно предложение зависит от другого. В отличие от простых предложений, в которых подлежащее и сказуемое составляют единое целое, в сложноподчинённых предложениях одна часть является основным предложением, а другая — зависимым.

1. Определение и структура

Сложноподчинённое предложение состоит из главного предложения и подчинённого. Подчинённое предложение не может существовать самостоятельно и всегда зависит от главного.

  • Главное предложение — это самостоятельное предложение, которое может существовать без подчинённого.
  • Подчинённое предложение — это часть, которая даёт дополнительную информацию, поясняет, уточняет или объясняет главное.

Пример: Грамматически правильный вариант: “Ben kitap okuyorum çünkü seni bekliyorum.” (Я читаю книгу, потому что жду тебя.)

В этом примере главное предложение — “Ben kitap okuyorum” (Я читаю книгу), а подчинённое предложение — “çünkü seni bekliyorum” (потому что жду тебя).

2. Сочинительные и подчинительные союзные слова

Сложноподчинённые предложения часто соединяются с помощью подчинительных союзов. Подчинённые союзы могут быть:

  • Причинными (çünkü, çünkü de, zira и др.): объясняют причину действия.

    • Örnek: “Evde kaldım çünkü yağmur yağıyordu.” (Я остался дома, потому что шёл дождь.)
  • Временами (ne zaman, -dığı zaman, -ince и др.): выражают временные отношения.

    • Örnek: “Okula gittiğimde yağmur yağıyordu.” (Когда я шёл в школу, шел дождь.)
  • Условными (eğer, -se, -sa и др.): показывают зависимость действия от условий.

    • Örnek: “Eğer yağmur yağarsa, dışarı çıkmam.” (Если дождь пойдёт, я не выйду на улицу.)
  • Целевыми (için, -mek için и др.): указывают на цель действия.

    • Örnek: “Sana geliyorum, seninle konuşmak için.” (Я иду к тебе, чтобы поговорить с тобой.)
  • Причинно-следственными (o yüzden, bu yüzden и др.): указывают на следствие действия.

    • Örnek: “Tembellik yaptım, bu yüzden sınavı geçemedim.” (Я ленился, поэтому не сдал экзамен.)

3. Виды подчинённых предложений

В турецком языке существует несколько типов подчинённых предложений, каждый из которых имеет свою структуру и функции.

3.1. Подчинённые предложения, выражающие причину

Эти предложения часто используются для объяснения причин, по которым происходит действие в главном предложении.

Пример:

  • Başarılı oldum çünkü çok çalıştım. (Я был успешным, потому что много работал.)

Здесь подчинённое предложение объясняет причину успеха.

3.2. Подчинённые предложения, выражающие время

Они употребляются, когда действие подчинённого предложения происходит в определённый момент или в момент, который зависит от действия главного предложения.

Пример:

  • Okuldan sonra sinemaya gideceğiz. (После школы мы пойдём в кино.)

В этом предложении “Okuldan sonra” (после школы) задаёт временные рамки для действия главного предложения.

3.3. Подчинённые предложения с условием

Эти конструкции используются для выражения условий, при которых осуществляется действие в главном предложении.

Пример:

  • Eğer yağmur yağarsa, dışarı çıkmam. (Если дождь пойдёт, я не выйду на улицу.)

Подчинённое предложение указывает на условие, при котором происходит действие главного.

3.4. Подчинённые предложения с целью

Эти предложения используются, чтобы выразить цель или намерение действия.

Пример:

  • Kendini geliştirmek için çok çalışman gerek. (Чтобы развиваться, тебе нужно много работать.)

Здесь подчинённое предложение указывает на цель действия.

4. Сложноподчинённые предложения с двумя подчинёнными

Иногда сложноподчинённые предложения содержат два подчинённых предложения, каждое из которых относится к главному.

Пример:

  • Ben okula gittiğimde, öğretmenim sınıfta değildi. (Когда я пошёл в школу, моего учителя не было в классе.)

Здесь два подчинённых предложения: “Ben okula gittiğimde” (Когда я пошёл в школу) и “öğretmenim sınıfta değildi” (моего учителя не было в классе).

5. Инверсия в подчинённых предложениях

В турецком языке часто встречается инверсия, особенно в подчинённых предложениях. Подчинённые предложения могут начинаться с подчинительного союза или с глагола.

Пример:

  • Ne zaman okul biterse, ben de evime giderim. (Когда школа закончится, я тоже пойду домой.)

Здесь инверсия происходит в подчинённом предложении “Ne zaman okul biterse”, где местоимение и глагол стоят в начале предложения.

6. Примеры сложноподчинённых предложений с различными типами подчинённости

  1. Причинные предложения:

    • Bugün okula gitmedim çünkü hastaydım. (Сегодня я не пошёл в школу, потому что был болен.)
  2. Временныe предложения:

    • İşimi bitirdiğimde dışarı çıkacağım. (Когда я закончу работу, я выйду на улицу.)
  3. Условные предложения:

    • Eğer çok çalışırsan, başarılı olursun. (Если ты будешь много работать, ты будешь успешным.)
  4. Целевые предложения:

    • Seninle görüşmek için buradayım. (Я здесь, чтобы встретиться с тобой.)
  5. Причинно-следственные предложения:

    • Kötü çalıştım, bu yüzden sınavı geçemedim. (Я плохо учился, поэтому не сдал экзамен.)

7. Заключение

Сложноподчинённые предложения в турецком языке играют важную роль в выражении более сложных мыслей и отношений между действиями. Подчинительные союзы позволяют чётко указать, как одно действие связано с другим — по причине, времени, условию или цели. Умение правильно строить такие предложения важно для формирования грамотных и выразительных речевых конструкций.