Каузативные конструкции

Каузативные конструкции в сунданском языке

В сунданском языке каузативные конструкции занимают важное место, поскольку они позволяют выражать действия, выполняемые не напрямую субъектом, а с целью вызвать действие другого субъекта или объекта. В этой главе мы рассмотрим различные способы образования каузативных форм в сунданском языке, их грамматические особенности, а также примеры использования.

Каузатив в сунданском языке может быть выражен несколькими способами. Наиболее распространенные способы включают:

  1. Использование суффикса -keun Это один из самых распространенных способов образования каузативных конструкций в сунданском языке. Суффикс -keun добавляется к основе глагола, чтобы обозначить действие, которое вызывает какое-либо изменение состояния или действия у другого объекта или субъекта.

    Пример:

    • ngomong (говорить) → ngomongkeun (заставить говорить)
    • buka (открыть) → bukakeun (открыть для кого-то)
  2. Использование суффикса -in Суффикс -in также образует каузативные формы, но используется в основном для обозначения более активного или целенаправленного действия, в отличие от -keun, который может восприниматься как более нейтральный.

    Пример:

    • ngitung (считать) → ngitungin (заставить считать)
    • cicing (молчать) → cicingin (заставить молчать)
  3. Использование глагола bantu (помогательного глагола) В некоторых случаях, для выражения каузативного действия используется вспомогательный глагол “ngajarkeun” (учить, обучать), что также может передавать значение “заставить что-то сделать”.

    Пример:

    • maca (читать) → ngajarkeun maca (научить читать)
    • nyanyi (петь) → ngajarkeun nyanyi (научить петь)

2. Синтаксические особенности

Каузативные конструкции могут изменять синтаксис предложения в зависимости от того, что именно является объектом или субъектом действия. Как правило, в таких конструкциях один из объектов будет подвергать действию другого, причем объект, который подвергается воздействию, может быть выражен в роли дополнения.

Пример:

  • Anak téh ngadamelkeun hidangan. (Ребёнок приготовил еду для кого-то.) Здесь hidangan (еду) представляет собой объект, на который направлено действие.

Пример:

  • Asep ngadamelkeun téh nu maca buku. (Асем заставил кого-то читать книгу.) В этом предложении maca buku является действием, которое кто-то должен выполнить, и это действие вызвано субъектом.

3. Влияние каузативных форм на изменение значений глаголов

Каузативные конструкции в сунданском языке могут изменять не только грамматическую структуру предложения, но и значение самого глагола. Например, базовый глагол может приобретать оттенок побуждения, изменения состояния или вынужденности.

Пример:

  • Mundur (отступать) → mundurkan (заставить отступить).

Кроме того, каузативная форма может подчеркивать намеренность или цель, с которой было выполнено действие.

Пример:

  • Mariksa (проверять) → mariksakeun (проверить кого-то). В данном случае, действие направлено на конкретного объекта с целью оказания воздействия.

4. Лексические особенности каузативных конструкций

Некоторые глаголы в сунданском языке не используют стандартные суффиксы для образования каузативных форм, а применяют лексические изменения, требующие добавления дополнительных слов или изменения словарной формы глагола. Такие глаголы часто выражают действия, которые трудно передать через стандартные грамматические конструкции.

Пример:

  • Tanya (спрашивать) → nanya (задавать вопрос) Здесь каузативность выражается изменением лексической формы, а не с помощью суффиксов.

5. Примеры использования в контексте

Каузативные конструкции в сунданском языке широко используются для выражения побудительных действий или передачи обязательства. Их часто можно встретить в повседневной речи, а также в более формальных ситуациях.

Пример:

  • Bapak nyuhunkeun ka Asep pikeun ngadamelkeun dokumén. (Отец попросил Асева подготовить документ.)

В этом предложении ngadamelkeun (подготовить) представляет собой действие, выполненное в интересах другого лица, что типично для каузативных конструкций.

Пример:

  • Kami ngajarkeun barudak pikeun maca buku. (Мы учим детей читать книги.) Здесь каузативный глагол ngajarkeun (учить) подчеркивает процесс обучения.

6. Сравнение с другими языками

В сунданском языке, как и в других малайско-полинезийских языках, каузативные конструкции играют важную роль в грамматической системе. Они являются основой для выражения сложных действий и отношений между субъектами и объектами. Это сходно с каузативными формами в других языках региона, например, в индонезийском языке, где каузативность также выражается через суффиксы и вспомогательные глаголы. Однако, в сунданском языке можно наблюдать уникальные способы образования каузативных конструкций, такие как использование различных суффиксов и лексических изменений.

7. Заключение

Каузативные конструкции в сунданском языке обладают широкими возможностями для выражения различных видов действия, побуждения и контроля. Суффиксы -keun и -in играют центральную роль в образовании таких конструкций, в то время как вспомогательные глаголы и лексические изменения дополнительно расширяют эти возможности. Изучение каузативных форм в сунданском языке помогает глубже понять механизмы выражения действия и влияния на других в рамках грамматической структуры.