Категории имени существительного
Существительные в сунданском языке обладают рядом специфических
грамматических категорий, которые определяют их функцию в предложении, а
также особенности склонения и согласования с другими частями речи.
Рассмотрим основные категории имени существительного, которые характерны
для сунданского языка.
1. Род существительного
В сунданском языке род существительного не имеет обязательного
грамматического выражения в форме слова, как это встречается в языках с
четко выраженными родами (например, в русском языке). Однако для
разграничения существительных по категориям можно выделить два основных
рода: мужской и женский.
- Мужской род: К существительным мужского рода
относятся наименования людей мужского пола, а также некоторые
неодушевленные объекты, такие как части тела, если они ассоциируются с
мужчинами (например, “глава”, “отец”).
- Женский род: К существительным женского рода
относятся наименования женщин, а также предметы или явления, которые
традиционно ассоциируются с женской природой (например, “мать”,
“жена”).
В сунданском языке различие между родами выражается главным образом в
контексте и использование различных слов для разных категорий.
2. Число существительного
Число в сунданском языке выражается через использование специальных
слов-суффиксов, а также через контекстное употребление.
Единственное число: Существительные в
единственном числе не требуют дополнительных изменений формы. Например:
“orangan” (человек).
Множественное число: Для образования
множественного числа используются два метода:
- Слово “sagala”: Это слово служит для образования
множественного числа, указывая на собрание или группу объектов.
Например: “sagala orangan” (люди).
- Дублирование: Часто множественное число образуется
путем повторения части слова или его корня. Например: “buku-buku”
(книги).
3. Падеж существительного
Падежи в сунданском языке выражаются не через систему склонений, как
в русском, а через использование предлогов и послелогов, а также
посредством контекста. Наиболее важными падежами являются:
- Именительный падеж: Основная форма
существительного, которая используется для обозначения подлежащего.
Например, в предложении “Orang naék ka gunung” (Человек поднимался на
гору), слово “orang” (человек) находится в именительном падеже.
- Родительный падеж: Используется для указания
принадлежности или происхождения. В сунданском языке родительный падеж
часто выражается через предлог “ti” или “milik”. Например, “buku ti
orangan” (книга человека).
- Дательный падеж: Этот падеж в сунданском языке
выражается через предлог “ka”. Например: “Ka orangan” (к человеку).
- Винительный падеж: Для выражения объекта действия
используется послелог “ka” или “ke”. Например: “naék ka sakola” (идти в
школу).
4. Определенность
существительного
Сунданский язык различает определенные и неопределенные
существительные. Это различие выражается через использование артиклей и
контекст.
- Неопределенные существительные: В сунданском языке
неопределенность часто передается через слово “sahiji”, что
соответствует русскому “один” или “какой-то”. Например: “sahiji orangan”
(какой-то человек).
- Определенные существительные: Для выражения
определенности используется слово “eta” (этот/та). Например: “eta
orangan” (этот человек).
5. Окончания существительных
В сунданском языке окончания существительных могут изменяться в
зависимости от их функции в предложении, но эти изменения не связаны с
типичной системой склонений, как в языках с флексиями. Вместо этого для
выражения различных грамматических значений используются различные
морфемы.
- Суффиксы: Иногда существительные получают
дополнительные суффиксы, чтобы показать их связь с другими частями речи
или выражать дополнительные значения. Например, суффикс “-an” может
обозначать объект действия, как в слове “pejabat-an” (должностное
лицо).
6. Существительные
и их классификация по смыслу
В сунданском языке существительные могут быть классифицированы по
различным признакам:
- Конкретные существительные: Это существительные,
обозначающие физические объекты, которые можно увидеть или потрогать,
такие как “buku” (книга), “meja” (стол).
- Абстрактные существительные: Существительные,
обозначающие идеи, чувства, состояния. Например, “kabungahan” (радость),
“kasalahan” (ошибка).
- Количественные существительные: Существительные,
обозначающие количество или порядок. Например, “saratus” (сто), “dua”
(два).
7.
Падежное согласование существительных с другими частями речи
В сунданском языке существительные согласуются с прилагательными и
глаголами по принципу контекста, а не по склонению. Например,
прилагательные обычно следуют за существительным и не изменяются по
родам или числам:
- “Orang badag” (большой человек).
- “Orang anyar” (новый человек).
Существительные также могут согласовываться с глаголами, которые
могут требовать указания на направление действия или переходности.
Например: “Orang ninggal” (человек ушел) — глагол “ninggal” (уходить)
согласуется с существительным.
8. Множество форм
существительных
Некоторые существительные могут быть преобразованы в другие части
речи, такие как глаголы или прилагательные, через добавление суффиксов.
Это свойственно для некоторых групп существительных в сунданском языке,
что делает их более гибкими в использовании:
- Существительное в глагол: Например, существительное
“tulisan” (письмо) может стать глаголом “nulis” (писать).
- Существительное в прилагательное: Например,
существительное “kawih” (песня) может стать прилагательным “kawihan”
(песенный).
9. Сложные существительные
В сунданском языке часто встречаются сложные существительные,
образованные из двух и более слов. Это явление позволяет создавать новые
лексемы, которые могут обозначать более сложные понятия или объекты:
- Сложные существительные: “mobil parahu” (катамаран
— сочетание “mobil” (автомобиль) и “parahu” (лодка)).
Таким образом, существительные в сунданском языке обладают
определенными особенностями, которые отличают их от существительных в
языках с развитой флективной системой. Важно учитывать, что эти
особенности тесно связаны с грамматическим контекстом и структурой
предложений.