Сложноподчиненное предложение

Сложноподчинённое предложение в испанском языке

Сложноподчинённое предложение (oración compuesta subordinada) — это синтаксическая конструкция, состоящая из главного и одного или нескольких придаточных предложений, которые зависят от главного как по смыслу, так и грамматически. В отличие от сочинённых конструкций, придаточные предложения не могут функционировать как самостоятельные единицы.


В испанском языке придаточные предложения классифицируются в зависимости от функции, которую они выполняют в главном предложении:

  1. Придаточные изъяснительные (subordinadas sustantivas)
  2. Придаточные определительные (subordinadas adjetivas o de relativo)
  3. Придаточные обстоятельственные (subordinadas adverbiales)

1. Придаточные изъяснительные (Subordinadas sustantivas)

Эти придаточные заменяют существительное и выполняют его функции в предложении: подлежащего, дополнения, именной части сказуемого.

Вводятся с помощью:

  • союзов: que, si
  • вопросительных слов: qué, cuándo, cómo, dónde, por qué, и др.

Примеры:

  • Me alegra que vengas. — Меня радует, что ты придёшь.
  • No sé si vendrá. — Я не знаю, придёт ли он.

Грамматические функции:

  • Подлежащее: Es evidente que miente.
  • Прямое дополнение: Ella dice que no puede.
  • Косвенное дополнение: Se dedica a lo que le gusta.
  • Предложно-именное дополнение: Estoy cansado de que siempre llegues tarde.

2. Придаточные определительные (Subordinadas adjetivas o de relativo)

Эти предложения выполняют функцию определения, как прилагательные, и относятся к существительному или местоимению в главном предложении.

Вводятся с помощью относительных местоимений и наречий:

  • que, cual, quien, cuyo, donde, cuando, como

Примеры:

  • El libro que me regalaste es muy interesante. — Книга, которую ты мне подарил, очень интересная.
  • Conozco al hombre que vive allí. — Я знаю мужчину, который там живёт.

Относительные местоимения:

  • que — наиболее универсальное.
  • quien(es) — только по отношению к одушевлённым лицам, обычно после предлога.
  • el que, la que, los que, las que — уточняющие конструкции.
  • cuyo/a/os/as — притяжательные значения: la mujer cuyo hijo estudia conmigo.

3. Придаточные обстоятельственные (Subordinadas adverbiales)

Эти конструкции заменяют обстоятельства в главном предложении и делятся на подтипы в зависимости от выражаемого значения.

3.1. Временные (Subordinadas adverbiales temporales)

Союзы: cuando, mientras, en cuanto, tan pronto como, después de que, antes de que

Пример:

  • Te llamo cuando llegue a casa. — Я тебе позвоню, когда приду домой.

3.2. Причинные (Subordinadas adverbiales causales)

Союзы: porque, ya que, como, puesto que, dado que

Пример:

  • No vino porque estaba enfermo. — Он не пришёл, потому что болел.

3.3. Целевые (Subordinadas adverbiales finales)

Союзы: para que, a fin de que, con el objeto de que

Пример:

  • Te lo digo para que lo sepas. — Я тебе это говорю, чтобы ты знал.

Важно: после para que всегда используется сослагательное наклонение (subjuntivo).

3.4. Условные (Subordinadas adverbiales condicionales)

Союзы: si, con tal de que, a condición de que, en caso de que

Пример:

  • Si tienes tiempo, ven a verme. — Если у тебя будет время, зайди ко мне.

Замечание: с союзом si сослагательное наклонение используется только в гипотетических и нереальных условиях.

3.5. Допустительные (Subordinadas adverbiales concesivas)

Союзы: aunque, por más que, a pesar de que, si bien

Пример:

  • Aunque llueva, iremos al parque. — Хотя будет дождь, мы пойдём в парк.

Примечание: часто требуют subjuntivo, особенно при гипотетическом значении.

3.6. Сравнительные (Subordinadas adverbiales comparativas)

Союзы: como, más que, menos que, tal como, así como

Пример:

  • Corre como si tuviera prisa. — Он бежит, как будто спешит.

3.7. Следственные (Subordinadas adverbiales consecutivas)

Союзы и конструкции: tan… que, tanto… que, de manera que, así que, por lo tanto

Пример:

  • Estaba tan cansado que se durmió enseguida. — Он был так уставший, что сразу заснул.

Subjuntivo в сложноподчинённых предложениях

Сослагательное наклонение активно используется в придаточных предложениях, особенно:

  • после выражений желания, сомнения, чувства;
  • после некоторых союзов: para que, antes de que, aunque (в зависимости от значения), a condición de que и др.;
  • при выражении субъективных мнений, ожиданий, возможностей.

Примеры:

  • Espero que vengas temprano.
  • Dudo que él lo sepa.
  • Trabajan para que el proyecto tenga éxito.

Порядок слов и пунктуация

  • Придаточные предложения могут стоять как после главного, так и до него. В последнем случае часто требуется запятая.
  • От изъяснительных придаточных запятая не ставится.
  • Придаточные определительные не обособляются, если они ограничивают значение существительного: Los alumnos que estudian aprobarán.
  • Если же придаточное имеет уточняющее значение, оно выделяется запятыми: Los alumnos, que estudian mucho, aprobarán.

Употребление относительных местоимений с предлогами

Когда относительное местоимение стоит после предлога, часто используется:

  • el que / la que / los que / las que
  • quien / quienes (для одушевлённых)

Пример:

  • La persona a la que llamé no contestó.
  • El chico con quien hablo es mi primo.

Сложные случаи подчинения

Иногда предложение может включать несколько уровней подчинения: придаточное внутри придаточного. Это требует особого внимания к структуре и согласованию времён и наклонений.

Пример:

  • Me dijo que no creía que él lo hubiera hecho**. — Он сказал мне, что не верил, что он это сделал.

Закономерности согласования времён

Использование наклонений и времён в подчинённых предложениях зависит от глагола главного предложения:

  • Если глагол в главном предложении стоит в настоящем или будущем — в придаточном используется presente / perfecto de subjuntivo.
  • Если глагол в главном предложении стоит в прошедшем — используется imperfecto / pluscuamperfecto de subjuntivo.

Примеры:

  • Quiero que vengas.
  • Quería que vinieras.

Этот тип предложения является ключевым для выражения сложных логических, временных и эмоциональных отношений между частями высказывания. Владение конструкциями сложноподчинённых предложений необходимо для продвинутого уровня владения испанским языком.