Вспомогательные глаголы

Вспомогательные глаголы в сингальском языке

В сингальском языке вспомогательные глаголы играют ключевую роль в образовании различных грамматических конструкций, таких как времени, залог, наклонение и аспект. Эти глаголы обычно сопровождают основной глагол и помогают выразить нюансы действия, такие как завершенность, продолжаемость, обязанность или вероятность.

Сингальский язык использует несколько вспомогательных глаголов, каждый из которых выполняет свою специфическую функцию в предложении.

  1. gannā (ගන්නා) – “брать” или “получать”

    Этот глагол часто используется для выражения действия, которое происходит в будущем или для образования сложных времен, например:

    • Meka karannā (මෙක කරන්නා) – “Он будет делать это.”
    • Mama eya gannā (මම එය ගන්නා) – “Я возьму это.”
  2. vē (වේ) – вспомогательный глагол, который используется для выражения намерения, планируемого действия или будущего времени.

    • Ohu vē yanavā (ඔහු වේ යනවා) – “Он уйдет.”
    • Māta hōdu vē (මාට හෝදු වේ) – “Я собираюсь что-то сделать.”
  3. ī (ඉ) – используется для выражения желания или пожелания.

    • Mama karannā ī (මම කරන්නා ඉ) – “Я хочу сделать это.”
    • Ohu gaṇanā ī (ඔහු ගණනාව ඉ) – “Он хочет посчитать это.”
  4. ṭikak (ටිකක්) – этот глагол используется для создания фраз с значением “начать что-то делать”, в сочетаниях с другими глаголами.

    • Mama ādaraṭaṭikak bāyi (මම ආදරටටිකක් බයි) – “Я начну любить.”
    • Ohu harimaṭikak karanavā (ඔහු හරීමටිකක් කරනවා) – “Он начинает делать это.”
  5. hā (හා) – глагол, который часто употребляется для усиления действия, выражая усилие или направление.

    • Ohu hōdu hā karanavā (ඔහු හෝදු හා කරනවා) – “Он очень старается сделать это.”
    • Mē ekaṭa hā bāgannā (මේ එකට හා බාගන්නා) – “Я буду делать это более усердно.”

Роль вспомогательных глаголов в образовании времен

Вспомогательные глаголы играют важную роль в формировании разных времен. В отличие от многих других языков, где для этого используются отдельные формы, в сингальском языке время может образовываться при помощи вспомогательных глаголов в сочетании с основной глагольной формой.

  • Настоящее время: для образования настоящего времени используется вспомогательный глагол .

    Пример:

    • Mama karanavā (මම කරනවා) – “Я делаю.”
  • Прошедшее время: для прошедшего времени используется вспомогательный глагол с дополнительным изменением глагольной формы.

    Пример:

    • Ohu karapu (ඔහු කළු) – “Он сделал.”
  • Будущее время: как и для выражения намерения, для будущего времени сингальский язык использует глагол .

    Пример:

    • Mama karannā (මම කරන්නා) – “Я буду делать.”

Вспомогательные глаголы и отрицание

Отрицание в сингальском языке также образуется с использованием вспомогательных глаголов. Основной вспомогательный глагол в сочетаниях с отрицательной частицей (නෑ) помогает выразить отрицание.

Примеры:

  • Mama karanavā næ (මම කරනවා නෑ) – “Я не делаю.”
  • Ohu karapu næ (ඔහු කළු නෑ) – “Он не сделал.”

Вспомогательные глаголы и аспект

Сингальский язык также использует вспомогательные глаголы для выражения аспекта действия, что помогает уточнить, завершено ли действие, продолжается ли оно или происходит с определенным отношением к времени.

  1. Завершенность действия: вспомогательные глаголы (දී) или vīma (වීම) могут использоваться для выражения завершенности действия.

    • Ohu āhara dī (ඔහු ආහාර දී) – “Он поел.”
    • Mē kriyāva vīma (මේ ක්‍රියාව විම) – “Это завершенная операция.”
  2. Продолженность действия: глагол ṭīkīma (ටික්īම) используется для указания на продолжительность действия.

    • Mama karanavāṭīkīma (මම කරනවාටිකීම) – “Я продолжаю делать это.”

Вспомогательные глаголы в пассивных конструкциях

В сингальском языке для образования пассивных конструкций используется глагол karanavā (කරනවා), который обозначает “делать” в активном смысле, а также служит для формирования пассивной формы.

Пример:

  • Eya karannā (එය කරනවා) – “Это делается.”
  • Ohu gahāgena innā (ඔහු ගහාගෙන ඉන්නා) – “Он сидит, сделав это.”

Таким образом, вспомогательные глаголы в сингальском языке играют важнейшую роль в образовании различных грамматических конструкций и в выражении значений, которые не могут быть выражены одним лишь основным глаголом. Они помогают уточнить время действия, его завершенность, а также добавляют различные аспекты и модальности.