В языке синдхи, как и в других индоарийских языках, согласование подлежащего и сказуемого представляет собой важную часть грамматической структуры предложения. Это согласование происходит по числу, роду и лицу, но есть особенности, которые отличают синдхи от других языков, например, в сравнении с хинди или урду.
В синдхи существует система различия между единственным и множественным числом как для подлежащего, так и для сказуемого. Однако, в отличие от многих других индоарийских языков, где изменения происходят на уровне окончания глаголов, в синдхи существительные, местоимения и глаголы изменяются более гибко.
Единственное число: Когда подлежащее находится в единственном числе, сказуемое также должно быть в форме, соответствующей единственному числу. Например:
Здесь глагол “پڙھي ٿو” (parhai tho) стоит в форме, соответствующей мужскому роду и единственному числу.
Множественное число: Когда подлежащее во множественном числе, сказуемое должно согласовываться с ним. Например:
Здесь глагол “پڙهندا آهن” (parhanda aahein) стоит в форме множественного числа.
В языке синдхи важным элементом является согласование не только по числу, но и по роду. Существительные и местоимения делятся на мужской и женский род, и глаголы должны согласовываться с ними. Однако стоит отметить, что в синдхи система рода не так жестка, как в других языках, таких как санскрит.
Мужской род: Если подлежащее выражено существительным мужского рода, то глагол должен согласовываться с ним в роде и числе:
Женский род: Если подлежащее выражено существительным женского рода, сказуемое принимает форму, соответствующую женскому роду:
Примечание: В некоторых случаях форма глагола для женского рода может отличаться от мужского не только в глаголах совершенного вида, но и в глаголах несовершенного вида, что зависит от контекста.
В языке синдхи также имеет место согласование глагола с лицом подлежащего. Это особенно важно при построении предложений с личными местоимениями.
Первое лицо: Для первого лица (я/мы) глагол будет в форме, соответствующей этому лицу:
مان ڪتاب پڙھي ٿو Maan kitaab parhai tho Я читаю книгу.
اسين ڪتاب پڙھندا آهيون Asin kitaab parhanda aahiyoon Мы читаем книгу.
Второе лицо: Глагол во втором лице также изменяется в зависимости от числа и формальности:
تون ڪتاب پڙھي ٿو Toon kitaab parhai tho Ты читаешь книгу.
توهان ڪتاب پڙهندا آهيو Tohan kitaab parhanda aahiyo Вы читаете книгу.
Третье лицо: Для третьего лица (он/она/они) форма глагола изменяется в зависимости от рода и числа подлежащего:
هو ڪتاب پڙھي ٿو Ho kitaab parhai tho Он читает книгу.
اھي ڪتاب پڙهندا آهن Aahi kitaab parhanda aahein Они читают книгу.
1. Глаголы в форме единственного числа В синдхи глаголы в форме единственного числа могут использоваться для обоих родов, если подлежащее не конкретизирует пол. Это наблюдается в основном в более нейтральных контекстах, например, в научных текстах или общих утверждениях:
Здесь глагол “آهي” (aahe) согласуется с подлежащим “асман” (не имеющим четкого рода).
2. Лишение согласования В некоторых конструкциях, например, в предложениях с инфинитивами или в предложениях с модальными глаголами, может происходить некоторое ослабление согласования:
Здесь “پڙھڻو” (parhano) представляет собой форму инфинитива, которая не требует согласования с родом или числом.
Несмотря на общие правила согласования, в синдхи есть исключения. Например, в некоторых диалектах или в определенных стилях речи можно встретить случаи, когда согласование по роду и числу нарушается. Это может быть связано с влиянием других языков или с особенностями устной речи.
Согласование подлежащего и сказуемого в синдхи представляет собой систему, где важны число, род и лицо. Это важный элемент синтаксиса языка, который помогает точно передать грамматическую структуру предложения и отношения между участниками действия.