Главные члены предложения

Главные члены предложения в синдхи

Главные члены предложения в языке синдхи выполняют ключевую роль в структуре предложений. Они обычно включают подлежащее и сказуемое, которые образуют ядро предложения и передают основное значение. В данной статье будет рассмотрено, как эти члены функционируют в синтаксисе синдхи, с акцентом на особенности и различия от других индоарийских языков.

Подлежащее (subject) в синдхи, как и в других индоарийских языках, обычно указывает на того, кто выполняет действие или кто является объектом действия. Подлежащее часто выражается существительным, местоимением или именем собственным.

1. Местоимения подлежащего

В синдхи местоимения могут изменяться по числу, роду и падежу. В случае единственного числа форма местоимения может быть:

  • مَنُهُ (maṇhu) – я
  • تُهُ (thu) – ты
  • اُہُ (u) – он/она

В форме множественного числа:

  • اساں (asaṅ) – мы
  • تُہِن (tuhin) – вы
  • اُہِن (uḥin) – они

2. Грамматическая структура

Подлежащее обычно располагается в начале предложения, но в зависимости от контекста и необходимости акцента, его положение может варьироваться.

Пример:

  • مَنُہُ سکول وڃڻ پيو آهي (Maṇhu sakul waṅjaṇ pyo āhi) – Я иду в школу.

Сказуемое

Сказуемое (predicate) представляет собой глагольную часть предложения и обычно указывает на действие или состояние подлежащего. В синдхи, как и в других индоарийских языках, сказуемое может быть как простым, так и составным.

1. Глаголы в сказуемом

Глаголы в синдхи согласуются с подлежащим по числу и роду. Для выражения различных временных форм используются различные суффиксы и вспомогательные глаголы.

Пример:

  • او پڙهڻ ٿو وڃي (U parhaṇ tho waṅje) – Он идет учиться.

Здесь глагол “پڙهڻ” (parhaṇ) – учить, а вспомогательный глагол “ٿو” (tho) указывает на действие, происходящее в настоящее время.

2. Вспомогательные глаголы

Синдхи использует вспомогательные глаголы для выражения различных временных форм и наклонений. Они часто ставятся после основного глагола и используются в сочетаниях для выражения совершенности или продолженности действия.

Пример:

  • او پڙهڻ ڪري رهيو آهي (U parhaṇ kare rahyo āhi) – Он продолжает учить.

Здесь глагол “ڪري” (kare) выражает продолженность действия, а “رہيو” (rahyo) – процесс, который продолжается.

Объект

Объект (object) в синдхи является второстепенным членом предложения, который получает действие от подлежащего. Объект обычно выражается существительным или местоимением в прямом или косвенном падеже. В синдхи прямой объект обычно стоит после сказуемого, но структура может варьироваться в зависимости от акцентов.

Пример:

  • مَنُهُ ڪتاب پڙهڻ ٿو (Maṇhu kitāb parhaṇ tho) – Я читаю книгу.

В этом примере объект “کتاب” (kitāb) – книга, является прямым объектом.

Связка

В синдхи существует специальная категория глаголов, которые выполняют роль связки между подлежащим и дополнительной информацией о подлежащем. Это часто выражается с помощью глаголов, таких как “هُو” (hu) или “آهي” (āhi), которые функционируют как вспомогательные глаголы-связки.

Пример:

  • او استاد آهي (U ustād āhi) – Он учитель.
  • مَنُهُ خوش آهي (Maṇhu khush āhi) – Я счастлив.

Здесь глагол-связка “آهي” (āhi) помогает соединить подлежащее с его качеством или состоянием.

Порядок слов

В синдхи стандартный порядок слов в предложении – SOV (субъект-объект-глагол). Это означает, что глагол обычно стоит в конце предложения.

Пример:

  • مَنُهُ ڪتاب پڙهڻ ٿو (Maṇhu kitāb parhaṇ tho) – Я читаю книгу.

Однако, порядок слов может изменяться в зависимости от акцента, стиля или для выражения фокуса.

Особенности синтаксиса

Хотя структура предложения в синдхи схожа с другими индоарийскими языками, существуют некоторые отличия:

  1. Гибкость порядка слов: Как и в других индийских языках, синдхи допускает довольно гибкую структуру предложения, что позволяет выделить важные элементы.
  2. Использование падежных окончаний: Синдхи использует падежи, что влияет на то, как определяются главные члены предложения.
  3. Сложные и составные глагольные формы: Сказуемое в синдхи часто состоит из двух или более слов, что требует внимательного подхода к изучению глагольных конструкций.

Примеры предложений с главными членами

  1. مَنُهُ ڪتاب پڙهڻ ٿو (Maṇhu kitāb parhaṇ tho) – Я читаю книгу.
  2. او اسڪول وڃي رهيو آهي (U sakul waṅje rahyo āhi) – Он идет в школу.
  3. اُهِن گھڻا دوست آهن (Uhin ghaṇā dost āhin) – У них много друзей.

В каждом из этих примеров основное внимание уделено взаимодействию между подлежащим, объектом и сказуемым.