Пресуппозиции

1. Понятие пресуппозиции

Пресуппозиция в лингвистике — это предположение, которое обязательно принимается как истинное для того, чтобы высказывание имело смысл. Она отличается от импликатуры и других речевых актов тем, что пресуппозиция сохраняется даже в случае отрицания или переформулирования высказывания.

Для языка Кечуа характерно наличие определённых структур, которые вызывают пресуппозиции. Это могут быть как грамматические элементы, так и определённые контексты, в которых эти элементы используются. Например, в языке Кечуа пресуппозиции часто возникают в контексте использования временных форм, выражений, связанных с принадлежностью и определёнными аспектами действия.

2. Пресуппозиция и активность высказывания

Одним из центральных элементов, с которыми взаимодействуют пресуппозиции в языке Кечуа, являются глаголы в активных и пассивных конструкциях. Пресуппозиция здесь работает через то, что говорящий предполагает факт действия или состояния, как нечто уже существующее или состоявшееся.

Пример:

  • Ñuqanchikmi kikinka ruwan. (Мы вас слышим.) В данном случае пресуппозиция заключается в том, что субъект (мы) уже имеет возможность слышать собеседника.

Использование формы -mi в этом контексте не только указывает на определённость, но и вызывает пресуппозицию наличия действия.

3. Пресуппозиции в вопросах

Вопросы в языке Кечуа, как и в других языках, часто влекут за собой пресуппозиции. Вопросы не только запрашивают информацию, но и подразумевают, что определённые условия уже выполнены.

Пример:

  • Ñuqanchikmi kikinka ruwan? (Мы вас слышим?) Вопрос в данном случае предполагает, что в момент высказывания у говорящего уже есть предположение, что он вас слышит, и он ожидает подтверждения или опровержения.

4. Пресуппозиции в отрицательных конструкциях

Пресуппозиции в языке Кечуа могут сохраняться и в отрицательных высказываниях. Это является важным аспектом, который отличает их от импликатур. Даже если высказывание имеет отрицание, пресуппозиция остаётся неизменной, и высказывание всё равно предполагает, что определённое событие или состояние имело место в реальности.

Пример:

  • Ñuqanchikmi kikinka mana ruwan. (Мы вас не слышим.) Несмотря на присутствие отрицания, в этом высказывании сохраняется пресуппозиция, что говорящий и собеседник находятся в ситуации коммуникации (так как в противном случае сам вопрос о “слышании” был бы невозможен).

5. Грамматические маркеры пресуппозиции

В языке Кечуа можно выделить несколько грамматических маркеров, которые влекут за собой пресуппозиции. Одним из таких маркеров является использование определённых аспектов глаголов, выражающих завершённость действия или его продолжительность.

Пример:

  • Ñuqanchikmi kanman ruwan. (Мы уже видим.) Здесь использование формы kanman (от глагола «быть») в сочетании с mi может вызывать пресуппозицию о том, что событие (в данном случае — «видеть») уже произошло или существует.

6. Логические пресуппозиции

Помимо лексических и грамматических элементов, в языке Кечуа имеются и логические пресуппозиции, связанные с конкретной ситуацией. Эти пресуппозиции связаны с предположением о наличии действия, его объекта или субъекта, которые не могут быть оспорены без утраты смысла.

Пример:

  • Ñuqanchikmi kanki. (Мы есть.) Данное утверждение, в контексте культуры и логики, вызывает пресуппозицию существования говорящего и собеседника как личностей в данном контексте.

7. Пресуппозиции в контексте культуры и социолингвистики

В языке Кечуа пресуппозиции могут сильно зависеть от культурных и социальных контекстов. Например, использование различных форм вежливости, обращений, а также форм собственности или действия, может наделять высказывания пресуппозициями, которые имеют специфическое значение в определённых культурах.

Пример:

  • Ñuqanchikmi ñawi kanki. (Мы есть наши глаза.) В данном контексте фраза может подразумевать не только присутствие участников речи, но и их визуальную связь или зависимость от определённых элементов их мировоззрения.