Дополнение

Дополнение в языке Кечуа выражает объект действия, на который направлено действие глагола. В отличие от многих европейских языков, в Кечуа дополнение не всегда требует использования предлогов, поскольку структура предложения и морфология языка позволяют выразить отношения между глаголом и дополнением с помощью инклиникаций и других средств.

1. Определение дополнения в Кечуа

Дополнение — это член предложения, который отвечает на вопросы “кого?”, “что?”, “когда?”, “где?” и т.д. В языке Кечуа дополнения могут быть прямыми или косвенными, в зависимости от того, какой тип отношений между действием и объектом устанавливается.

2. Прямое дополнение

Прямое дополнение в Кечуа часто выражается без предлогов, а дополнение, как правило, ставится непосредственно после глагола. Обычный порядок слов в предложении Кечуа таков, что прямое дополнение следует после глагола.

Пример:

  • Ñuqayki mikuyta munan — Я хочу поесть. Здесь mikuyta (поесть) является прямым дополнением, обозначая объект действия глагола.

3. Косвенное дополнение

Косвенное дополнение в Кечуа указывает на косвенный объект, который получает или направляет действие. В отличие от прямого, оно часто сопровождается послелогами, которые меняются в зависимости от падежа или функции дополнения. Основным индикатором косвенного дополнения является использование специальных морфем или послелогов.

Пример:

  • Ñuqayki sukuwan yachaykuy — Я учу тебя. В данном примере sukuwan является косвенным дополнением, указывающим на лицо, которое получает действие.

4. Формы дополнений в зависимости от падежа

В языке Кечуа дополнения могут иметь разные формы в зависимости от падежа. Это означает, что одна и та же сущность может изменять свою форму в зависимости от того, как она соотносится с глаголом.

  • Аккузатив (прямое дополнение): используется для выражения прямого объекта, получающего действие. Пример: Ñuqayki rikhuyta munan — Я хочу увидеть (что?). Rikhuyta — это дополнение в аккузативе.

  • Датив (косвенное дополнение): используется для выражения косвенного объекта, которому что-то дается или направляется. Пример: Ñuqayki sukuwan yachaykuy — Я учу тебя. Sukuwan — это дополнение в дательном падеже.

5. Образование форм дополнений

Формы дополнений в Кечуа образуются с помощью изменения окончаний существительных, что зависит от их роли в предложении.

  • В акузативе существительное может принять форму с окончаниями -ta (для объектов действия).
  • В дативе существительное может принимать окончания -kuna (для выражения косвенных объектов).

Примеры:

  • Ñuqayki mikuyta munan (я хочу поесть) — прямое дополнение с окончанием -ta.
  • Ñuqayki sukuwan yachaykuy (я учу тебя) — косвенное дополнение с окончанием -kuna.

6. Глагольные конструкции с дополнениями

В Кечуа некоторые глаголы требуют наличия определенных дополнений для завершенности смысла действия. Эти дополнения часто комбинируются с глаголами, образующими сложные формы. Глагольные конструкции могут быть построены на основе основного глагола и дополнений, которые уточняют объект, способ, направление действия.

Пример:

  • Ñuqayki runakunata rikhuykuy — Я смотрю на людей. Здесь runakunata — дополнение в акузативе (на людей).
  • Ñuqayki willaykuyki — Я говорю тебе. Willaykuyki — косвенное дополнение (тебе).

7. Сложные дополнения

В языке Кечуа также существует возможность использования сложных дополнений, когда одно дополнение объясняет другое или же оба выражают различную степень действия. Например, в некоторых конструкциях можно комбинировать различные падежи или использовать конструкцию с дополнительными глаголами для усиления или изменения значения.

Пример:

  • Ñuqayki willaykuyta munani — Я хочу сказать это (дополнение усиливается глаголом «хотеть»).
  • Ñuqayki rikhuyta munan — Я хочу увидеть это.

8. Роль дополнений в инклиникации

Инклиникации играют важную роль в определении функций дополнений в Кечуа. С помощью инклиников можно изменять отношение между глаголом и дополнением, а также указывать на направление, цель или объект действия. Это позволяет гибко изменять структуру предложения и точно выражать смысл.

Пример:

  • Ñuqayki rikhuyta munan (я хочу увидеть это) — прямое дополнение, направленное на объект.
  • Ñuqayki rikhuyta chayta munan — Я хочу увидеть это (в акцентированном виде).

9. Дополнения в вопросительных предложениях

В вопросительных предложениях дополнения в языке Кечуа также могут изменяться, в зависимости от того, на какой объект направлен вопрос. К примеру, в вопросах дополнение может быть выражено с помощью вопросительных слов или форм, которые уточняют объект действия.

Пример:

  • Imata rikhuyta munanki? — Что ты хочешь увидеть? В этом примере imata служит для уточнения вопроса по поводу объекта.

10. Дополнения в отрицательных предложениях

В отрицательных предложениях дополнение в Кечуа может изменяться, особенно когда речь идет о том, что объект действия не получает или не выполняется. Отрицание может касаться как глагола, так и объекта, что изменяет форму дополнения.

Пример:

  • Ñuqayki mikuyta mana munani — Я не хочу поесть. Здесь mana добавляется для выражения отрицания, а дополнение mikuyta остается неизменным.

Заключение

Дополнение в языке Кечуа — это важный элемент, определяющий объект действия. В зависимости от контекста и роли дополнение может быть прямым или косвенным, а его форма может меняться в зависимости от падежа. Язык Кечуа позволяет выразить отношения между глаголом и дополнением гибко и без использования многочисленных предлогов, что является одной из характерных особенностей грамматической структуры этого языка.