Сложноподчиненное предложение

Сложноподчинённые предложения в пенджаби являются важной частью синтаксической структуры языка. Эти предложения состоят из главного и зависимого (подчиненного) предложения, причем подчинённое предложение зависит от главного и не может существовать самостоятельно.

Структура сложноподчинённого предложения

В сложноподчинённом предложении одно предложение (главное) является основным, а другое (подчинённое) — дополнительным, которое не может функционировать без главного. Синтаксически подчинённые предложения обычно начинаются с подчинённых союзов или относительных местоимений.

Подчинённое предложение зависит от главного, выполняя роль дополнения, определения или обстоятельства. Например:

  • ਜਦੋਂ ਉਹ ਸਕੂਲ ਜਾਂਦਾ ਹੈ, ਤਦੋਂ ਮੈਂ ਘਰ ਦਾ ਕੰਮ ਕਰਦਾ ਹਾਂ। (Когда он идет в школу, тогда я делаю домашку.)

Здесь главное предложение “ਤਦੋਂ ਮੈਂ ਘਰ ਦਾ ਕੰਮ ਕਰਦਾ ਹਾਂ” связано с подчинённым “ਜਦੋਂ ਉਹ ਸਕੂਲ ਜਾਂਦਾ ਹੈ”, которое уточняет, когда происходит действие.

Подчинённые союзы

Подчинённые союзы играют ключевую роль в образовании сложноподчинённых предложений. Они соединяют главное и подчинённое предложения, определяя их отношения. На пенджаби существуют различные типы подчинённых союзов, которые делятся на несколько категорий:

  1. Временные союзы (например, ਜਦੋਂ - когда, ਤਦੋਂ - тогда):

    • ਜਦੋਂ (когда) — используется для обозначения времени.

      • ਜਦੋਂ ਮੈਂ ਸੂਟ ਪਹਿਨਦਾ ਹਾਂ, ਮੈਂ ਸ਼ਹਿਰ ਜਾਂਦਾ ਹਾਂ। (Когда я надеваю костюм, я еду в город.)
  2. Условные союзы (например, ਜੇ - если):

    • ਜੇ (если) — выражает условие.

      • ਜੇ ਤੁਸੀਂ ਮੇਰੀ ਮਦਦ ਕਰੋਗੇ, ਤਾਂ ਮੈਂ ਸਹੀ ਜਵਾਬ ਦੇ ਸਕਦਾ ਹਾਂ। (Если вы мне поможете, я смогу дать правильный ответ.)
  3. Причинно-следственные союзы (например, ਕਿਉਂਕਿ - потому что):

    • ਕਿਉਂਕਿ (потому что) — используется для объяснения причины.

      • ਮੈਂ ਬਿਮਾਰ ਹਾਂ ਕਿਉਂਕਿ ਮੈਂ ਬਹੁਤ ਦੌੜਿਆ। (Я болен, потому что много бегал.)
  4. Целевые союзы (например, ਤਾ ਕਿ - чтобы):

    • ਤਾ ਕਿ (чтобы) — обозначает цель.

      • ਉਹ ਪੜ੍ਹਦਾ ਹੈ ਤਾ ਕਿ ਉਹ ਅਜੀਬ ਟੈਸਟ ਪਾਸ ਕਰ ਸਕੇ। (Он учится, чтобы сдать сложный тест.)
  5. Противительные союзы (например, ਹਾਲਾਂਕਿ - хотя):

    • ਹਾਲਾਂਕਿ (хотя) — выражает противопоставление.

      • ਹਾਲਾਂਕਿ ਉਹ ਸਿੱਖਿਆ ਨਾਲ਼ ਰੁਚੀ ਰੱਖਦਾ ਹੈ, ਉਹ ਕੋਲਾਜ ਨਹੀਂ ਜਾਂਦਾ। (Хотя он интересуется обучением, он не ходит в колледж.)

Относительные местоимения

Относительные местоимения используются для связывания главного и подчинённого предложения. Это местоимения, которые вводят дополнительную информацию о существительном в главном предложении.

Примеры относительных местоимений:

  • ਜੋ (который)
  • ਕਿਹੜਾ (какой)
  • ਜਿਸਨੇ (который [прошедшее время])

Пример использования относительного местоимения:

  • ਉਹ ਕੁੜੀ ਜੋ ਮੇਰੇ ਨਾਲ ਕਲਾਸ ਵਿੱਚ ਸੀ, ਮੈਨੂੰ ਮਿਲੀ। (Та девушка, которая была со мной в классе, встретила меня.)

Здесь подчинённое предложение “ਜੋ ਮੇਰੇ ਨਾਲ ਕਲਾਸ ਵਿੱਚ ਸੀ” зависит от существительного ਕੁੜੀ в главном предложении.

Типы подчинённых предложений

В зависимости от функции, которую выполняет подчинённое предложение, выделяются следующие типы:

  1. Определительное подчинённое предложение: Эти предложения дают дополнительную информацию о существительном в главном предложении.

    • ਉਹ ਕਿਤਾਬ ਜੋ ਤੁਸੀਂ ਪੜ੍ਹ ਰਹੇ ਹੋ, ਬਹੁਤ ਦਿਲਚਸਪ ਹੈ। (Та книга, которую ты читаешь, очень интересная.)
  2. Дополнительное подчинённое предложение: Эти предложения часто отвечают на вопросы о том, что, как, когда и почему происходит действие.

    • ਮੈਨੂੰ ਪਤਾ ਹੈ ਕਿ ਉਹ ਕਾਲਜ ਜਾ ਰਹਾ ਹੈ। (Я знаю, что он идет в колледж.)
  3. Обстоятельственное подчинённое предложение: Эти предложения уточняют время, место, причину или условие действия.

    • ਮੈਂ ਸੜਕ ’ਤੇ ਜਾ ਰਿਹਾ ਹਾਂ ਜਦੋਂ ਮੀਂਹ ਪੈ ਰਿਹਾ ਹੈ। (Я иду по улице, когда идет дождь.)

Особенности синтаксиса сложноподчинённых предложений в пенджаби

  1. Порядок слов: В сложноподчинённых предложениях пенджаби порядок слов остается таким же, как и в простых предложениях. Главное предложение обычно стоит первым, а подчинённое — после него, хотя иногда их порядок может изменяться в зависимости от акцента или стиля речи.

  2. Падежи: В подчинённых предложениях могут использоваться разные падежи, в зависимости от роли, которую подчинённое предложение выполняет в предложении. Например, в предложении с целью используется дательный падеж.

  3. Наследование глагола: Если в главном предложении используется глагол в определённом времени, то в подчинённом предложении также может быть использован аналогичный глагол. Например:

    • ਉਹ ਕੰਮ ਕਰਦਾ ਹੈ ਜੋ ਮੈਂ ਕਿਹਾ ਹੈ। (Он делает то, что я сказал.)

Примеры сложноподчинённых предложений:

  1. Местоположение: ਮੈਂ ਉਸਨੂੰ ਜਾਣਦਾ ਹਾਂ ਜਿੱਥੇ ਉਹ ਰਹਿੰਦਾ ਹੈ। (Я знаю, где он живёт.)

  2. Время: ਜਦੋਂ ਮੈਂ ਉਸ ਨਾਲ ਗੱਲ ਕਰਦਾ ਹਾਂ, ਉਹ ਹਮੇਸ਼ਾ ਹੱਸਦਾ ਹੈ। (Когда я с ним разговариваю, он всегда смеется.)

  3. Условие: ਜੇ ਤੁਸੀਂ ਕਲਾਸ ਪਾਸ ਕਰ ਲੋਗੇ, ਤਾਂ ਤੁਸੀਂ ਸਕਾਲਰਸ਼ਿਪ ਜਿੱਤ ਸਕਦੇ ਹੋ। (Если вы сдадите экзамен, то сможете выиграть стипендию.)

Заключение

Сложноподчинённые предложения в пенджаби играют важную роль в языке, расширяя возможности для выражения более сложных идей и отношений между различными частями высказывания. Правильное использование подчинённых союзов, местоимений и порядков слов позволяет создавать гибкие и выразительные конструкции, которые делают речь более насыщенной и точной.