Каузативные конструкции

Каузативные конструкции в пенджаби

Каузативные конструкции (причинно-следственные) широко распространены в пенджаби и являются важным средством выражения действия, инициированного не агентом действия напрямую, а другим лицом, побудившим его совершить. Эти конструкции позволяют говорящему указывать, что субъект не сам выполняет действие, а заставляет или позволяет кому-то другому это сделать.

Пенджаби обладает целым рядом грамматических и лексических средств для выражения каузативности, включая изменения в форме глаголов, использование специфических суффиксов и лексических оборотов.


В пенджаби различаются прямые каузативы (когда каузатор непосредственно вызывает действие) и непрямые каузативы (когда между каузатором и самим действием существует посредник).

Прямой каузатив: субъект вызывает действие напрямую.

  • ਮਾਂ ਨੇ ਬੱਚੇ ਨੂੰ ਕਮਰਾ ਸਾਫ਼ ਕਰਵਾਇਆ। Mā̃ ne baccē nū̃ kamarā sāf karvāiā. «Мать заставила ребёнка убрать комнату.»

Непрямой каузатив: субъект инициирует действие, но его выполняет третье лицо, часто через кого-то.

  • ਮਾਂ ਨੇ ਨੌਕਰ ਰਾਹੀਂ ਕਮਰਾ ਸਾਫ਼ ਕਰਵਾਇਆ। Mā̃ ne naukar rāhī̃ kamarā sāf karvāiā. «Мать заставила (через слугу) убрать комнату.»

Морфологические каузативы: глагольные суффиксы

В пенджаби каузативные формы часто образуются морфологически — путём добавления определённых суффиксов к основе глагола. Типичная система суффиксов включает:

Тип глагола Нейтральная форма Каузатив I Каузатив II
-ਣਾ / -ਣਾ ਕਰਨਾ (делать) ਕਰਵਾਉਣਾ ਕਰਵਾਉਣਵਾਉਣਾ
-ਣਾ / -ਨਾ ਪੀਣਾ (пить) ਪਿਵਾਉਣਾ ਪਿਵਾਉਣਵਾਉਣਾ
-ਣਾ / -ਨਾ ਖਾਣਾ (есть) ਖਵਾਉਣਾ ਖਵਾਉਣਵਾਉਣਾ

Каузатив I используется, когда субъект побуждает кого-то выполнить действие. Каузатив II выражает косвенную каузацию, часто с участием третьего лица или посредника.

Примеры:

  • ਉਹ ਮੁੰਡਾ ਦੂਧ ਪੀ ਰਿਹਾ ਹੈ। Uh muṇḍā dūdh pī rihā hai. «Мальчик пьёт молоко.»

  • ਮਾਂ ਨੇ ਮੁੰਡੇ ਨੂੰ ਦੂਧ ਪਿਵਾਇਆ। Mā̃ ne muṇḍē nū̃ dūdh pivāiā. «Мать заставила мальчика выпить молоко.»

  • ਮਾਂ ਨੇ ਨੌਕਰ ਰਾਹੀਂ ਮੁੰਡੇ ਨੂੰ ਦੂਧ ਪਿਵਾਉਣਵਾਇਆ। Mā̃ ne naukar rāhī̃ muṇḍē nū̃ dūdh pivāuṇvāiā. «Мать заставила (через слугу) мальчика выпить молоко.»


Синтаксические особенности каузативных конструкций

Каузативные конструкции в пенджаби требуют перестройки синтаксической структуры предложения. Это касается распределения падежей, использования послелогов, а также согласования с объектами и субъектами.

1. Переход глагола из непереходного в переходный

Нейтральный глагол может быть непереходным:

  • ਬੱਚਾ ਹੱਸਦਾ ਹੈ। Baccā hassdā hai. «Ребёнок смеётся.»

В каузативной форме он становится переходным, а новый объект оформляется в косвенном падеже:

  • ਮਾਂ ਨੇ ਬੱਚੇ ਨੂੰ ਹਸਾਇਆ। Mā̃ ne baccē nū̃ hasāiā. «Мать рассмешила ребёнка.»

2. Использование послелога “ਨੂੰ”

Когда объект выражен существительным или местоимением, обязательно используется послелог ਨੂੰ:

  • ਮਾਸਟਰ ਨੇ ਬੱਚਿਆਂ ਨੂੰ ਕਿਤਾਬਾਂ ਪੜ੍ਹਵਾਈਆਂ। Māstar ne bacciā̃ nū̃ kitābā̃ paṛhvāiā̃. «Учитель заставил детей читать книги.»

3. Согласование глагола с прямым объектом

Если прямой объект стоит в прямом падеже (например, во времени настоящем или будущем), глагол согласуется с ним по роду и числу:

  • ਮੈਂ ਉਸਨੂੰ ਗੀਤ ਗਵਾਊਂਦਾ ਹਾਂ। Maĩ usnū̃ gīt gavāūndā hā̃. «Я заставляю его петь песню.»

Во времени прошедшем, если прямой объект оформлен без послелога ਨੂੰ, глагол также согласуется с ним:

  • ਉਸ ਨੇ ਕਿਤਾਬ ਪੜ੍ਹਵਾਈ। Us ne kitāb paṛhvāī. «Он заставил прочитать книгу.»

Лексические каузативы

Кроме морфологического способа, пенджаби использует лексические глаголы каузативного значения, например:

  • ਦਿਵਾਉਣਾ – «заставить дать»
  • ਲਗਵਾਉਣਾ – «заставить прикрепить, установить»
  • ਰਖਵਾਉਣਾ – «заставить поставить»
  • ਉਠਵਾਉਣਾ – «заставить поднять»

Примеры:

  • ਮੈਂ ਕੰਮ ਕਰਵਾਇਆ। Maĩ kam karvāiā. «Я заставил выполнить работу.»

  • ਉਸ ਨੇ ਮੇਰਾ ਘਰ ਬਣਵਾਇਆ। Us ne merā ghar baṇvāiā. «Он построил мой дом (заставил построить).»


Двусмысленность и контекст

Важно учитывать, что каузативные конструкции могут быть двусмысленными без контекста. Например:

  • ਉਸ ਨੇ ਬੱਚੇ ਨੂੰ ਮਾਰਿਆ। Это может значить:

    1. «Он ударил ребёнка.»
    2. «Он велел ударить ребёнка.» (в определённых контекстах)

Часто для устранения двусмысленности используется каузативная форма глагола:

  • ਉਸ ਨੇ ਬੱਚੇ ਨੂੰ ਮਰਵਾਇਆ। Us ne baccē nū̃ marvāiā. «Он велел убить ребёнка.»

Каузативность и глаголы восприятия

В пенджаби можно каузативизировать и глаголы восприятия, например:

  • ਸੁਣਨਾ (слышать) → ਸੁਣਾਉਣਾ (заставить услышать/проиграть)
  • ਵੇਖਣਾ (видеть) → ਵੇਖਾਉਣਾ (показать)

Примеры:

  • ਮੈਂ ਉਸਨੂੰ ਨਵਾਂ ਫ਼ਿਲਮ ਵੇਖਾਈ। Maĩ usnū̃ navā̃ film vekhāī. «Я показал ему новый фильм.»

  • ਮੈਂ ਉਸਨੂੰ ਗਾਣਾ ਸੁਣਾਇਆ। Maĩ usnū̃ gāṇā suṇāiā. «Я дал ему послушать песню.»


Идиоматические каузативные обороты

Пенджаби часто использует устойчивые каузативные выражения:

  • ਕਹਿ ਕੇ ਕਰਵਾਉਣਾ – «заставить сделать через просьбу/настояние»
  • ਜਬਰ ਕਰਕੇ ਕਰਵਾਉਣਾ – «заставить силой»

Пример:

  • ਉਸ ਨੇ ਜਬਰ ਕਰਕੇ ਕੰਮ ਕਰਵਾਇਆ। Us ne jabar karke kam karvāiā. «Он принудил выполнить работу.»

Особенности употребления в разговорной речи

В повседневном пенджаби каузативные формы особенно часты в хозяйственно-бытовом контексте, при описании поручений, приказов, просьб:

  • ਮੈਂ ਕਪੜੇ ਧੋਵਾਏ। – Я велел постирать одежду.
  • ਮੈਨੂੰ ਕਮਰਾ ਸਾਫ਼ ਕਰਵਾਉਣਾ ਹੈ। – Мне нужно, чтобы кто-то убрал комнату.

Такой тип конструкции выражает не только прямую каузацию, но и элемент вежливой просьбы, делая речь более косвенной и учтивой.


Обобщение морфологических изменений (таблица)

Исходный глагол Значение Каузатив I Значение
ਖਾਣਾ есть ਖਵਾਉਣਾ заставить есть
ਪੀਣਾ пить ਪਿਵਾਉਣਾ заставить пить
ਕਰਨਾ делать ਕਰਵਾਉਣਾ заставить делать
ਪੜ੍ਹਨਾ читать ਪੜ੍ਹਵਾਉਣਾ заставить читать
ਬਣਾਉਣਾ строить, делать ਬਣਵਾਉਣਾ заставить построить
ਵੇਖਣਾ смотреть ਵੇਖਾਉਣਾ показать

Понимание и умелое использование каузативных конструкций критически важно для владения пенджаби на среднем и продвинутом уровнях, так как они пронизывают речь во всех регистрах — от повседневного общения до официальных и литературных текстов.