Вспомогательные глаголы

Вспомогательные глаголы в португальском языке

Вспомогательные глаголы в португальском языке играют важную роль в образовании различных временных форм, модальностей и залогов. Эти глаголы не несут основного значения, а служат для уточнения значения основного глагола, изменяя его значение по времени, наклонению, лицу или числу. В португальском языке наибольшее распространение получили два основных вспомогательных глагола: “ter” (иметь) и “ser” (быть).

Глагол “ter” используется для образования времен совершенного вида (периодической или завершенной активности), а также в некоторых конструкциях с перфектными временными формами.

1.1. Образование времен с глаголом “ter”

Вспомогательный глагол “ter” используется для образования перфектных форм, аналогичных русскому прошедшему времени (например, “я сделал”). В этой конструкции “ter” используется в соответствующем времени (настоящее, прошедшее, будущее) и сочетается с основным глаголом в инфинитиве.

  • Presente do indicativo (настоящее время):

    • Eu tenho falado (Я говорил).
    • Você tem estudado (Ты учил).
  • Pretérito perfeito composto (совершенное прошедшее время):

    • Eu tinha falado (Я говорил / Я поговорил).
    • Ela tem estudado (Она учила).
  • Futuro do presente (будущее время):

    • Eu terei falado (Я буду говорить).
    • Eles terão estudado (Они будут учить).

1.2. Перфектные и перфектные в сочетании с инфинитивом

Глагол “ter” также используется в конструкциях, которые подразумевают завершение действия или факт выполнения действия. Например, “ter que” означает необходимость что-то сделать, а “ter de” может указывать на обязанность или обязательство.

  • “ter que” — необходимость:

    • Eu tenho que estudar (Мне нужно учиться).
    • Você tem que trabalhar (Тебе нужно работать).
  • “ter de” — обязанность:

    • Ele tem de sair (Он обязан выйти).
    • Nós temos de terminar (Мы должны закончить).

2. Глагол “ser” как вспомогательный

Глагол “ser” используется для образования пассивных конструкций, а также для обозначения состояния или длительности действия.

2.1. Образование пассивных конструкций

В португальском языке “ser” используется для образования пассивных конструкций, которые аналогичны пассивному залогу в русском языке (например, “книга была прочитана”). Для этого используется форма глагола “ser” в нужном времени, которая сочетается с причастием основного глагола.

  • Presente do indicativo:

    • O livro é lido (Книга читается).
    • A casa é construída (Дом строится).
  • Pretérito perfeito:

    • O livro foi lido (Книга была прочитана).
    • A casa foi construída (Дом был построен).
  • Futuro do presente:

    • O livro será lido (Книга будет прочитана).
    • A casa será construída (Дом будет построен).

2.2. Применение глагола “ser” в описаниях и характеристиках

Глагол “ser” также служит для выражения состояния, характеристик и постоянных качеств субъектов. Это не только вспомогательный глагол, но и основной, часто встречающийся в предложениях, где описывается сущность предмета или лица.

  • Eu sou professor (Я учитель).
  • Ela é alta (Она высокая).

3. Глагол “haver” как вспомогательный

Глагол “haver” также используется в португальском языке как вспомогательный, главным образом в литературных конструкциях. Этот глагол близок по смыслу к “ter”, но имеет более формальный оттенок.

3.1. Использование “haver” для образования перфектных времен

Глагол “haver” может быть использован для образования перфектных времен, где он выполняет функцию вспомогательного глагола.

  • Pretérito perfeito composto:

    • Houve um erro (Была ошибка).
    • Já houve muitos problemas (Уже было много проблем).

3.2. “Haver” в сочетаниях с инфинитивом

“Haver” может использоваться с инфинитивом для выражения будущих событий, которые обязательны или возможны:

  • Haver de:

    • Haver de terminar a tarefa (Должен закончить задачу).
    • Haver de resolver o problema (Необходимо решить проблему).

4. Особенности использования вспомогательных глаголов

4.1. Разница между “ter” и “haver”

В современных разговорных конструкциях, “ter” является наиболее распространенным глаголом для образования перфектных времен. “Haver” встречается гораздо реже и чаще используется в формальных или литературных контекстах. Однако, в некоторых конструкциях “haver” может иметь значение “существовать” или “быть в наличии”, что делает его универсальным в разных контекстах.

  • Haver в значении “существовать”:

    • Havia uma vez (Однажды было).
    • Há muito tempo (Очень давно).

4.2. Выбор между “ser” и “estar”

Важно не путать “ser” с глаголом “estar”. Оба этих глагола могут переводиться как “быть”, но они имеют различные значения в зависимости от контекста. “Ser” указывает на постоянное состояние или характеристику, тогда как “estar” обозначает временное состояние.

  • Ser:

    • Ele é médico (Он врач) — постоянное качество.
  • Estar:

    • Ele está cansado (Он устал) — временное состояние.

5. Применение вспомогательных глаголов в различных наклонениях

5.1. Конъюнктив (Subjuntivo)

Вспомогательные глаголы могут использоваться в конъюнктиве для выражения сомнений, пожеланий или гипотетических ситуаций. Они играют ключевую роль в образовании форм для выражения желаемых, возможных или нереальных событий.

  • Presente do subjuntivo:

    • É possível que ele tenha falado (Возможно, что он говорил).
    • Talvez nós sejamos felizes (Возможно, мы будем счастливы).

5.2. Императив (Imperativo)

Императив, в свою очередь, может быть использован для выражения приказов, пожеланий или предложений, и в нем также могут встречаться вспомогательные глаголы, как например “ter que”.

  • Tenha cuidado! (Будь осторожен!)
  • Temos que estudar! (Нам нужно учиться!)

Заключение

Вспомогательные глаголы в португальском языке играют важнейшую роль в построении различных грамматических форм, включая времена, залоги и наклонения. Знание правильного использования глаголов “ter”, “ser”, “haver” и их сочетаний с другими формами и временами позволяет говорить и писать грамотно, точно передавая смысл и нюансы языка.