В языке пушту, как и в других индоарийских языках, структура предложения играет важную роль в передаче значений. Простое предложение — это конструкция, состоящая из одной грамматической основы и выражающая законченную мысль. В пушту, как и в других языках, различают несколько типов простых предложений в зависимости от их синтаксической структуры и функции.
Утвердительные предложения в пушту служат для выражения позитивного утверждения, факта или состояния. Структурно они обычно следуют за стандартным порядком слов: подлежащее (S) — сказуемое (V) — дополнение (O).
Пример: زه کتاب لولم (Za kitab lolam) — “Я читаю книгу”. Здесь подлежащее “زه” (Za — я), сказуемое “لولم” (lolam — читаю), и дополнение “کتاب” (kitab — книгу).
Иногда в утвердительных предложениях может использоваться эмфатический элемент или слово для усиления, но в целом структура остается стандартной.
Вопросительные предложения в пушту могут быть разделены на две группы: общие и специальные вопросы. Для образования вопросов в пушту используются специальные вопросительные слова или интонация.
Общие вопросы требуют ответа «да» или «нет». В пушту для их формирования обычно достаточно просто изменить интонацию в конце предложения.
Пример: ته کتاب لولې؟ (Ta kitab lolay?) — “Ты читаешь книгу?” В данном случае порядок слов остается тот же, что и в утвердительном предложении, однако интонация на конце делает это предложение вопросительным.
Специальные вопросы требуют развернутого ответа и начинаются с вопросительного слова. В пушту эти слова обычно предшествуют глаголу.
Пример: څه کتاب لولې؟ (Tsa kitab lolay?) — “Какую книгу ты читаешь?” Здесь “څه” (Tsa) означает “что”, и вопросительное слово стоит перед сказуемым.
Другими вопросительными словами могут быть:
Отрицательные предложения в пушту образуются с помощью вспомогательного глагола или отрицательной частицы. Отрицание может быть в целом, или касаться только определенной части предложения.
Для образования простого отрицания в пушту используется частица “نه” (na), которая добавляется после сказуемого.
Пример: زه کتاب نه لولم (Za kitab na lolam) — “Я не читаю книгу.” Здесь частица “نه” (na) после глагола “لولم” (lolam — читаю) делает предложение отрицательным.
Когда отрицание касается только определенной части предложения, то частица “نه” может ставиться непосредственно перед словом, к которому относится отрицание.
Пример: زه کتاب نه لولم، بلکې مجله لولم (Za kitab na lolam, balke majala lolam) — “Я не читаю книгу, а читаю журнал.” В этом случае, частица “نه” (na) ставится перед “لولم” (lolam — читаю книгу), а далее идет продолжение мысли.
Побудительные предложения в пушту используются для выражения приказа, просьбы, совета или предложения. Такие предложения образуются с помощью глаголов в форме повелительного наклонения.
Пример: کتاب ولوله (Kitab wolala) — “Читай книгу.” Здесь используется глагол в форме повелительного наклонения “ولوله” (wolala — читай).
В пушту также могут быть использованы формы вежливости, когда просьба или приказ выражаются более мягко.
Пример: لطفاً کتاب ولوله (Lutfan kitab wolala) — “Пожалуйста, читай книгу.”
Простые предложения могут также содержать обстоятельства места и времени, которые уточняют действия.
Пример: زه مدرسه ته ځم (Za madressa ta dzam) — “Я иду в школу.” Здесь обстоятельство места — “مدرسه” (madressa — школа), а “ته” (ta) указывает направление.
Пример: زه سهار کتاب لولم (Za sahar kitab lolam) — “Я читаю книгу утром.” В этом предложении обстоятельство времени “سهار” (sahar — утро) уточняет время действия.
Сложные предложения могут быть образованы в пушту путем соединения простых предложений с помощью союзов, как сочинительных, так и подчинительных.
Сложносочиненные предложения в пушту образуются с помощью сочинительных союзов, таких как “او” (ao — и), “یا” (ya — или), “خو” (kho — но).
Пример: زه کتاب لولم او هغه د تلویزیون ګورم (Za kitab lolam ao hagha da televizyun goram) — “Я читаю книгу и смотрю телевизор.”
Сложноподчиненные предложения образуются с помощью подчинительных союзов, таких как “که” (ka — если), “کله چې” (kala che — когда), “څنګه چې” (tsanga che — как).
Пример: که ته کتاب ولولې، نو زه هم لولم (Ka ta kitab lolay, no za ham lolam) — “Если ты читаешь книгу, то и я тоже читаю.”
Типы простых предложений в языке пушту разнообразны и отражают особенности синтаксической структуры языка. Утвердительные, вопросительные, отрицательные и побудительные предложения играют важную роль в повседневном общении, а также в литературном языке.