Субстантивация других частей речи

Субстантивация других частей речи в пушту представляет собой процесс, при котором другие части речи — такие как глаголы, прилагательные и даже числительные — превращаются в существительные. Этот процесс имеет свои особенности и особенности в пушту, как и в других языках, в которых происходит подобное преобразование. Рассмотрим этот процесс более подробно, с акцентом на морфологические и синтаксические аспекты.

Субстантивация глаголов в пушту часто происходит через добавление специфических суффиксов, которые придают глаголу характеристики существительного. Эти суффиксы могут варьироваться в зависимости от контекста и рода существительного, к которому преобразуется глагол.

Примеры суффиксов:

  • -ول (wal): этот суффикс добавляется к глаголу и делает его существительным, обозначающим действие или процесс. Например, от глагола څارل (tsaral) — “смотреть” можно образовать существительное څارول (tsarawal), которое означает “наблюдение”.
  • -ګ (g): суффикс может также указывать на результат действия, образуя существительное, которое отражает объект или результат действия. Например, от خپلول (khpalul) — “помогать” можно образовать خپلګ (khpalg) — “помощь”.

Пример в контексте:

  • څارول (tsarawal) → څارګ (tsarg) — “наблюдение”
  • کارول (kārol) → کارګ (kārg) — “работа”

2. Субстантивация прилагательных

Прилагательные в пушту могут быть субстантивированы, если они описывают состояние или качество, которое воспринимается как объект или категория. Это превращение обычно осуществляется с помощью суффиксов, которые делают прилагательное существительным.

Примеры суффиксов:

  • -توب (tob): добавление этого суффикса к прилагательному образует существительное, которое означает состояние или качество. Например, от ښه (khsha) — “хороший” образуется ښه توب (khsha tob) — “хорошесть”.
  • -والی (wali): добавление этого суффикса придает прилагательному значение состояния или состояния быть каким-то. Например, от غریب (gharib) — “бедный” можно образовать غریبوالی (gharibwali) — “бедность”.

Примеры в контексте:

  • ښه (khsha) — “хороший” → ښه توب (khsha tob) — “хорошесть”
  • غریب (gharib) — “бедный” → غریبوالی (gharibwali) — “бедность”

3. Субстантивация числительных

Числительные также могут быть субстантивированы в пушту. Это может происходить через добавление суффикса, который помогает числительному приобретать значение существительного, обозначающего количество, число или порядок.

Примеры суффиксов:

  • -ه (h): суффикс добавляется к числительному и образует существительное, обозначающее количество или концепт числа. Например, یو (yo) — “один” становится یو ه (yo h) — “один”.
  • -والی (wali): этот суффикс также может быть использован с числительными для образования существительных, которые обозначают концепты чисел. Например, درې (dre) — “три” превращается в درې والی (dre wali) — “три” как существительное.

Примеры в контексте:

  • یو (yo) — “один” → یو ه (yo h) — “один”
  • درې (dre) — “три” → درې والی (dre wali) — “три”

4. Субстантивация местоимений

Местоимения в пушту также могут быть преобразованы в существительные. Это может происходить в контексте, когда местоимение используется для обозначения чего-то абстрактного или конкретного, что представляет собой объект, лицу или качество. Часто это происходит через использование суффиксов, которые добавляют значение существительного.

Примеры суффиксов:

  • -ن (n): суффикс может быть добавлен к местоимению, чтобы образовать существительное, которое обозначает объект или субъект. Например, от هغه (haga) — “тот” можно образовать هغه ن (haga n) — “тот человек”.

Примеры в контексте:

  • هغه (haga) — “тот” → هغه ن (haga n) — “тот человек”

5. Преобразование в контексте

Субстантивация других частей речи в пушту играет важную роль в языке, позволяя выражать концепты и действия через существительные. Это преобразование помогает строить более сложные и разнообразные конструкции, где действие, качество или число превращается в понятие, объект или результат.

Примеры в контексте:

  • د ښوونې پیل (da shwonay pil) — начало учёбы, где پیل (pil) — существительное, образованное от глагола.
  • د کار کولو طریقه (da kār kolō tariqa) — метод работы, где طریقه (tariqa) — существительное, образованное от глагола کار کول (kār kol) — “работать”.

Заключение

Процесс субстантивации в пушту представляет собой важный морфологический механизм, который позволяет гибко и эффективно использовать различные части речи для выражения понятий и действий через существительные. Этот процесс открывает широкие возможности для создания новых слов и понятий, что делает пушту выразительным и многогранным языком.