Субстантивация других частей речи
Субстантивация других частей речи в пушту представляет собой процесс,
при котором другие части речи — такие как глаголы, прилагательные и даже
числительные — превращаются в существительные. Этот процесс имеет свои
особенности и особенности в пушту, как и в других языках, в которых
происходит подобное преобразование. Рассмотрим этот процесс более
подробно, с акцентом на морфологические и синтаксические аспекты.
Субстантивация глаголов в пушту часто происходит через добавление
специфических суффиксов, которые придают глаголу характеристики
существительного. Эти суффиксы могут варьироваться в зависимости от
контекста и рода существительного, к которому преобразуется глагол.
Примеры суффиксов:
- -ول (wal): этот суффикс добавляется к глаголу и
делает его существительным, обозначающим действие или процесс. Например,
от глагола څارل (tsaral) — “смотреть” можно образовать
существительное څارول (tsarawal), которое означает
“наблюдение”.
- -ګ (g): суффикс может также указывать на результат
действия, образуя существительное, которое отражает объект или результат
действия. Например, от خپلول (khpalul) — “помогать”
можно образовать خپلګ (khpalg) — “помощь”.
Пример в контексте:
- څارول (tsarawal) → څارګ (tsarg) —
“наблюдение”
- کارول (kārol) → کارګ (kārg) —
“работа”
2. Субстантивация
прилагательных
Прилагательные в пушту могут быть субстантивированы, если они
описывают состояние или качество, которое воспринимается как объект или
категория. Это превращение обычно осуществляется с помощью суффиксов,
которые делают прилагательное существительным.
Примеры суффиксов:
- -توب (tob): добавление этого суффикса к
прилагательному образует существительное, которое означает состояние или
качество. Например, от ښه (khsha) — “хороший”
образуется ښه توب (khsha tob) — “хорошесть”.
- -والی (wali): добавление этого суффикса придает
прилагательному значение состояния или состояния быть каким-то.
Например, от غریب (gharib) — “бедный” можно образовать
غریبوالی (gharibwali) — “бедность”.
Примеры в контексте:
- ښه (khsha) — “хороший” → ښه توب (khsha
tob) — “хорошесть”
- غریب (gharib) — “бедный” → غریبوالی
(gharibwali) — “бедность”
3. Субстантивация числительных
Числительные также могут быть субстантивированы в пушту. Это может
происходить через добавление суффикса, который помогает числительному
приобретать значение существительного, обозначающего количество, число
или порядок.
Примеры суффиксов:
- -ه (h): суффикс добавляется к числительному и
образует существительное, обозначающее количество или концепт числа.
Например, یو (yo) — “один” становится یو ه (yo
h) — “один”.
- -والی (wali): этот суффикс также может быть
использован с числительными для образования существительных, которые
обозначают концепты чисел. Например, درې (dre) — “три”
превращается в درې والی (dre wali) — “три” как
существительное.
Примеры в контексте:
- یو (yo) — “один” → یو ه (yo h) —
“один”
- درې (dre) — “три” → درې والی (dre
wali) — “три”
4. Субстантивация местоимений
Местоимения в пушту также могут быть преобразованы в существительные.
Это может происходить в контексте, когда местоимение используется для
обозначения чего-то абстрактного или конкретного, что представляет собой
объект, лицу или качество. Часто это происходит через использование
суффиксов, которые добавляют значение существительного.
Примеры суффиксов:
- -ن (n): суффикс может быть добавлен к местоимению,
чтобы образовать существительное, которое обозначает объект или субъект.
Например, от هغه (haga) — “тот” можно образовать
هغه ن (haga n) — “тот человек”.
Примеры в контексте:
- هغه (haga) — “тот” → هغه ن (haga
n) — “тот человек”
5. Преобразование в контексте
Субстантивация других частей речи в пушту играет важную роль в языке,
позволяя выражать концепты и действия через существительные. Это
преобразование помогает строить более сложные и разнообразные
конструкции, где действие, качество или число превращается в понятие,
объект или результат.
Примеры в контексте:
- د ښوونې پیل (da shwonay pil) — начало учёбы, где
پیل (pil) — существительное, образованное от
глагола.
- د کار کولو طریقه (da kār kolō tariqa) — метод
работы, где طریقه (tariqa) — существительное,
образованное от глагола کار کول (kār kol) —
“работать”.
Заключение
Процесс субстантивации в пушту представляет собой важный
морфологический механизм, который позволяет гибко и эффективно
использовать различные части речи для выражения понятий и действий через
существительные. Этот процесс открывает широкие возможности для создания
новых слов и понятий, что делает пушту выразительным и многогранным
языком.