Деепричастия

Деепричастие в пушту (пушт. “مصدر” – masdar) выполняет функцию глагольного деепричастия, обозначая действие, которое совершается одновременно с основным действием, но при этом не связано с его грамматической структурой. Деепричастие не изменяется по числу и лицу, а его основной задачей является модификация или дополнение глагола. Это часто эквивалентно русскому деепричастию, которое передает добавочное действие, выполняемое параллельно с главным действием.

Формирование деепричастия

Деепричастие в пушту образуется от основы глагола путём добавления специфических суффиксов. Суффиксы деепричастий могут различаться в зависимости от типа глагола.

  1. Для глаголов, заканчивающихся на согласный:

    Существует несколько суффиксов, которые образуют деепричастие от основы глагола. Например:

    • от глагола “نوشتل” (писать) деепричастие будет “نوشتل” + “د” = “نوشتل د” (пишя).
    • от глагола “خواندن” (читать) деепричастие будет “خواندن” + “د” = “خواندن د” (читая).
  2. Для глаголов, заканчивающихся на гласный:

    Для таких глаголов деепричастие часто образуется путём добавления суффикса “ه”:

    • от глагола “رفتن” (идти) деепричастие будет “رفتن” + “ه” = “رفتن ه” (идя).
    • от глагола “شستن” (мыть) деепричастие будет “شستن” + “ه” = “شستن ه” (мою).

Синтаксическая роль деепричастия

Деепричастие в пушту выполняет функцию, аналогичную русским деепричастиям, и часто используется для описания дополнительных действий, которые происходят одновременно с основным действием. Например, деепричастие может выражать причину, условие, последовательность действий или даже дополнительное состояние.

  1. Выражение причины: Например, деепричастие может использоваться для указания на причину действия:

    • “کتاب خوانده، درس یاد کردم” — “Читая книгу, я учил уроки.” Здесь деепричастие “خوانده” указывает на дополнительное действие, происходящее в тот же момент, что и основное.
  2. Выражение условия: Деепричастие может обозначать условие для выполнения основного действия:

    • “خوب غذا خورده، مریض شدم” — “Хорошо поел, поэтому заболел.” В данном случае деепричастие “خورده” показывает, что основное действие (заболеть) произошло вследствие предшествующего.
  3. Параллельные действия: Деепричастие также может указывать на действия, происходящие одновременно:

    • “کتاب خوانده، نوشیدم” — “Читая книгу, я пил воду.”

Согласование деепричастия с основным глаголом

Деепричастие в пушту не изменяется в зависимости от времени, числа или лица субъекта, но оно всегда связано с главным глаголом в предложении, который может находиться в любом времени. Это означает, что деепричастие не изменяет своего рода и числа, а лишь уточняет или дополнительно описывает действие, совершенное субъектом.

  • В случае, когда основное действие происходит в прошлом времени, деепричастие также будет указывать на прошлое:

    • “کتاب خوانده، تمرین کردم” — “Читав книгу, я сделал упражнение.”

Различие деепричастий в зависимости от типа глагола

В пушту важно различать глаголы с определённой формой деепричастия, которые часто имеют разные суффиксы в зависимости от того, является ли глагол односоставным или двусоставным.

  • Для односоставных глаголов суффиксы деепричастий могут быть однотипными, как в случае с глаголами, заканчивающимися на гласный.

  • Для двусоставных глаголов, где вспомогательные глаголы создают специфическую грамматическую структуру, деепричастие может выражать дополнительное состояние или средство выполнения действия.

Особенности употребления деепричастия

  1. В предложениях с несколькими деепричастиями: В пушту могут встречаться сложные предложения, в которых несколько деепричастий используются для описания последовательных действий. В таком случае каждое деепричастие дополняет основное действие, подчеркивая различные аспекты выполнения действий.

    • “کتاب خوانده، نوشیدم، و استراحت کردم” — “Читая книгу, я пил и отдыхал.” Здесь три деепричастия служат для описания различных параллельных действий.
  2. Вопросительные предложения: В пушту деепричастие также может быть использовано в вопросительных предложениях для выражения сомнения или уточнения.

    • “کتاب خوانده، آیا امتحان دادی؟” — “Читая книгу, ты сдавал экзамен?”

Сложные случаи использования деепричастия

Иногда деепричастие в пушту может приобретать дополнительное значение, связанное с метафорическим использованием или фигурами речи. В таких случаях деепричастие может выполнять роль пояснительного оборота, подчеркивая не только факт одновременности действия, но и его более глубокое содержание.

  • “کتاب خوانده، حالا می فهمم” — “Читая книгу, теперь понимаю.”

Здесь деепричастие в сочетании с глаголом “فهمیدن” (понимать) подчеркивает развитие понимания, которое произошло вследствие действия (чтения книги).

Заключение

Деепричастия в пушту играют важную роль в синтаксисе, придавая действиям дополнительные оттенки смысла, указывая на параллельность, причинно-следственные связи и условия. Понимание особенностей образования и употребления деепричастий в пушту помогает точно передавать нюансы действий и их взаимосвязь.