В языке оромо послелоги (или постпозиции) представляют собой неизменяемые элементы, которые стоят после существительных, местоимений или числительных и обозначают различные пространственные, временные, направленные и другие отношения между объектами. В отличие от предлогов, которые в других языках предшествуют своему объекту, послелоги следуют за ним.
Независимость от рода и числа: Послелоги в оромо не изменяются в зависимости от рода или числа, что отличает их от некоторых других типов слов, таких как прилагательные или глаголы.
Отсутствие артикула: В оромо нет артиклей, что также упрощает структуру предложений в сравнении с другими языками, в которых артикль и послелог могут сочетаться.
Функции и употребление: Послелоги могут указывать на место, время, направление, принадлежность, инструментальные средства, а также выражать причинные и другие отношения.
Послелоги можно классифицировать по различным признакам, таким как их значение, использование в контексте или по типу грамматических отношений, которые они выражают. Рассмотрим основные группы.
Послелоги места используются для обозначения положения объектов в пространстве. Они могут указывать на расположение относительно других объектов, в том числе на внутреннее или внешнее местоположение.
“bakka” — место, в смысле «находиться на каком-то месте», «в». Пример: Bakka mana jiraachuun — «Он живет в доме».
“gara” — в направлении (например, к). Пример: Gara mana deema — «Он идет в дом».
“irra” — на, сверху (по отношению к чему-то). Пример: Kitaba irra barreessi — «Пиши на книге».
“jalaa” — под. Пример: Muka jalaa beeku — «Он видит под деревом».
Эти послелоги используются для указания на временные отношения между событиями или действиями.
“booda” — после. Пример: Booda galgala dhufan — «Они придут после вечера».
“dursee” — до. Пример: Dursee barumsa xumuruuf — «До завершения обучения».
“harkaa” — с (в значении “с момента”). Пример: Harkaa yeroo dheeraa — «С того времени».
Послелоги направления показывают, куда или откуда движется объект или лицо.
“itti” — к (обозначает направление движения или действия). Пример: Bishaan itti fiduu — «Принести воду к себе».
“fuuldura” — впереди, в будущем. Пример: Fuuldura deemu — «Идти вперед».
“duuba” — за (указывается на движение назад). Пример: Duuba deemi — «Иди назад».
Послелоги этой группы показывают причины, цели или намерения действия.
“ufii” — для себя, себе. Пример: Namoota ufii birmaduu — «Помогать себе».
“fakkaatu” — по (например, в значении цели). Пример: Fakkaatu qormaata gochuu — «Сделать что-то для экзамена».
Эти послелоги выражают отношения между объектами или принадлежность одного объекта другому.
“biratti” — у, рядом с. Пример: Mana biratti jira — «Он рядом с домом».
“maqaa” — от имени (представление или действия от лица кого-то). Пример: Maqaa oromoo dubbatanii — «Говорить от имени оромо».
Послелоги этой группы указывают на средство, с помощью которого выполняется действие.
“irra” — с помощью. Пример: Maqaa irra ka’aa — «Вставать с помощью руки».
“fayyadamu” — использовать (в значении средства). Пример: Ija fayyadami — «Использовать глаза».
В оромо послелоги всегда располагаются после существительного, местоимения или числительного, с которым они согласуются. Однако их использование регулируется определенными грамматическими правилами, в том числе тем, какие существительные или местоимения сочетаются с определенными послелогами.
Пример:
Послелоги могут комбинироваться с другими грамматическими частями речи, такими как числительные, местоимения или другие части речи. При этом они могут образовывать составные конструкции, где один послелог может быть связан с несколькими словами, выражая сложные отношения.
Пример:
Послелоги в оромо играют важную роль в построении предложений и выражении различных грамматических значений. Они позволяют точно передавать информацию о пространственных, временных и других отношениях между объектами.