Звуковая система одия

Одийский язык (ория), принадлежащий к восточной группе индоарийских языков, обладает фонологической системой, в которой сочетаются древние черты санскритской фонологии и особенности, развившиеся под влиянием дравидийских и мундских языков. Звуковая система одия охватывает гласные, согласные, дифтонги, просодические особенности, а также ряд фонологических процессов, характерных для языка.


Система гласных одия богата и включает различие по долготе, носовости и артикуляционной позиции. Всего в языке различается 11 простых гласных фонем, которые могут подразделяться на короткие и долгие.

Простые гласные:

Краткие Долгие
/a/ — अ /aː/ — आ
/i/ — इ /iː/ — ई
/u/ — उ /uː/ — ऊ
/e/ — ए /eː/ — (реже используется)
/o/ — ओ /oː/ — (реже используется)
/ɔ/ — ଅ /ɔː/ — ଆ (специфическая долгота)

Особенности:

  • Звук /ɔ/ — центрально-открытый, распространён в начальной позиции.
  • Носовые гласные встречаются реже и являются, как правило, результатом контакта с носовыми согласными или заимствования из мундских языков.

Дифтонги

Дифтонги в одия менее продуктивны, чем в других индоарийских языках, но встречаются в некоторых словах, преимущественно в поэтической и разговорной речи.

Основные дифтонги:

  • /ai̯/ — ай, как в ମଇ (mai) ‘мать’
  • /au̯/ — ау, как в ଚାଉଳ (cāuḷa) ‘рис’

Согласные

Фонологическая система согласных в одия богата и сложна. Она включает:

  • Смычные: глухие и звонкие, аспирированные и неаспирированные.
  • Фрикативные: главным образом глухие.
  • Аффрикаты, носовые, латеральные, дрожащие и глайды.

Смычные согласные (по месту образования):

Неаспир. глух. Аспир. глух. Неаспир. звонк. Аспир. звонк. Носовой
Губные /p/ /pʰ/ /b/ /bʱ/ /m/
Зубные /t̪/ /t̪ʰ/ /d̪/ /d̪ʱ/ /n/
Ретрофлексные /ʈ/ /ʈʰ/ /ɖ/ /ɖʱ/ /ɳ/
Нёбные /c/ /cʰ/ /ɟ/ /ɟʱ/ /ɲ/
Велярные /k/ /kʰ/ /g/ /gʱ/ /ŋ/

Примечания:

  • Аспирация различается фонологически: например, /p/ и /pʰ/ противопоставлены как разные фонемы.
  • Нёбные смычные и носовые менее устойчивы, часто проявляются как аллофоны.

Фрикативные:

  • /s/ — основной фрикатив, представленный в языке.
  • /h/ — гортанный, как правило, в начальной позиции.

Аффрикаты:

  • /tʃ/, /tʃʰ/, /dʒ/, /dʒʱ/ — встречаются в заимствованных и ономатопоэтических словах.

Дрожащие и латеральные:

  • /r/ — апикальный дрожащий.
  • /l/ — латеральный аппроксимант.
  • /ɭ/ — ретрофлексный латеральный, встречается диалектно.

Глайды:

  • /j/ и /w/ — в начале слогов функционируют как полугласные.

Слоговая структура

Слоговая структура в одия допускает разнообразие, но преимущественна структура (C)(C)V(C), где:

  • C — согласный,
  • V — гласный.

Примеры:

  • ମନ (man) — CVC
  • ଘର (ghara) — CVCV
  • ଶ୍ରଦ୍ଧା (śraddhā) — CCVCCV

Сложные начальные кластеры (особенно в санскритизированных формах) являются допустимыми и активными в формировании новых слов.


Просодия и ударение

Ударение в одия нефиксированное, но чаще всего падает на первый слог. В некоторых случаях ударение может быть фонологически значимым, особенно при различении глагольных форм и существительных.

Просодическая система включает:

  • Редукцию безударных гласных в беглой речи.
  • Удлинение гласных на конце слов в поэзии.
  • Интонацию, указывающую на вопросительные или восклицательные предложения.

Фонологические процессы

Сандхи (звукослияние):

  • Актуально на морфемных границах, особенно в композитах и заимствованных из санскрита формах.
  • Примеры включают оглушение конечных звонких согласных перед глухими и ассимиляцию.

Ассимиляция:

  • Контактная ассимиляция: согласные, стоящие рядом, могут менять звучание по звонкости и месту образования.
  • Пример: /n/ → /ŋ/ перед /k/, /g/.

Элизия:

  • Выпадение гласных в быстрой речи, особенно в медальных позициях:

    • ତମେ ଯିଅ (tame ji’a) → [təm dʒi’a]

Метатеза:

  • Нередки случаи в диалектах, где звуки меняются местами для облегчения произношения:

    • ଧରିଛନ୍ତି (dharichanti) → dharchinti

Аллофония

В одия наблюдаются закономерные аллофонические вариации:

  • /n/ → [ŋ] перед велярными.
  • /r/ → [ɾ] в интервокальной позиции.
  • /ʈ/ ↔︎ /ɖ/ в зависимости от окружения и диалекта.

Диалектное варьирование фонологии

Звуковая система варьируется по регионам:

  • Западные диалекты склонны к ретрофлексии.
  • Южные более вокаличны, гласные удлиняются.
  • Северные имеют тенденцию к сохранению санскритских кластеров.

Графика и произношение

Одийское письмо — абугида, происходящая от письма кайтхі. Каждая графема представляет собой сочетание согласного с присущим гласным /ɔ/. Другие гласные выражаются при помощи диакритик.

Примеры:

  • ଗ = /gɔ/
  • ଗା = /gaː/
  • ଗି = /gi/

Произношение строго коррелирует с орфографией, за исключением беглой речи, где возможны упрощения.


Звуковая система одия, сохраняя общие черты индоарийской фонологии, демонстрирует уникальные явления, обусловленные внутренним развитием и межъязыковым взаимодействием.