Язык одия (также ория, ଓଡ଼ିଆ) является официальным языком индийского штата Одиша и относится к восточной подгруппе индоарийской ветви индоевропейской языковой семьи. Он широко распространён как родной язык среди населения Одиши, а также в приграничных районах соседних штатов — Андхра-Прадеш, Чхаттисгарх, Джаркханд и Западная Бенгалия. Кроме того, одия сохраняет значительное присутствие среди диаспоры в других регионах Индии (например, в Гуджарате, Махараштре и Дели), а также за её пределами — в таких странах, как Бангладеш, Мьянма, Непал, Шри-Ланка, а также в эмигрантских сообществах в Великобритании, США, на Ближнем Востоке и в странах Юго-Восточной Азии.
По числу носителей (более 35 миллионов по переписи 2011 года) одия занимает одно из ведущих мест среди языков Индии. Он получил статус классического языка Индии в 2014 году, что подтверждает его древность, богатую литературную традицию и культурную автономию.
Язык одия характеризуется высокой степенью внутренней диалектной дивергенции. Диалекты различаются по фонетическим, лексическим, грамматическим признакам и имеют региональную, социальную и историческую специфику. Внутреннее диалектное членение языка можно условно разделить на две основные группы: основные (или центральные) диалекты, приближенные к стандартному языку, и периферийные, включающие переходные формы речи на границах с другими языками.
Центральные диалекты служат основой для литературного и стандартного языка.
Западные диалекты (Самбалпури, Кошали) Распространены в западных районах Одиши, таких как Самбалпур, Балангир, Джарсугуда. Некоторые исследователи рассматривают их как отдельную лингвистическую систему, близкую к одия, но обладающую самостоятельным грамматическим строем. Отличаются значительным числом дравидских заимствований, специфической интонацией и сохранением глоттализации. Самбалпури также рассматривается как культурный маркер западной Одиши, обладающий развивающейся письменной традицией и поэтической формой.
Южные диалекты (Гаинтали, Сурада) Находятся под влиянием телугу. Проявляется в фонетике (палатализация, удлинение гласных), а также в синтаксисе, особенно в употреблении вспомогательных глаголов и послелогов. Сохраняются уникальные элементы глагольной агглютинации.
Северные диалекты (Маяурбханж, Кеонджхар) Эти диалекты демонстрируют влияние мундских языков (особенно сантали), что проявляется в фонологии (наличие носовых гласных), а также в лексике и структуре предложений. Морфологически наблюдается упрощение системы падежей.
Восточные диалекты (Бхадрак, Джаджпур) Являются переходными между центральными и бенгальскими диалектами. Лексика часто содержит бенгализмы, а просодия тяготеет к бенгальской сингармонии. Часто наблюдается редукция гласных в безударных позициях.
Междиалектное варьирование в языке одия в значительной степени обусловлено соседством с другими языковыми семьями:
Официальный стандарт одия, основанный на катакском диалекте, является предметом активной государственной и академической поддержки. Он используется в образовании, судопроизводстве, телевещании, делопроизводстве. Однако с 2000-х годов усилились дискуссии о легитимности и признании региональных форм, в частности самбалпури, как самостоятельного языка.
Некоторые диалекты (например, самбалпури и балагари) начали развивать собственную письменную традицию, публикуются книги и периодические издания, появляются переводы священных и классических текстов. Это создаёт благоприятную почву для лингвистической дифференциации и будущей возможности выделения новых языковых единиц.
В соответствии с современными исследованиями, диалекты одия можно типологизировать по следующим признакам:
Сложность диалектной карты языка одия делает его особенно интересным объектом исследования в сравнительно-исторической и социолингвистической перспективах. Распространение диалектов тесно связано с историческими миграциями, кастовой структурой, урбанизацией и политико-культурной динамикой региона.