Образование существительных в языке одия
Система образования существительных в одия характеризуется богатым морфологическим аппаратом и глубокой связью с лексико-семантической структурой языка. Образование новых существительных осуществляется с помощью различных словообразовательных средств: аффиксации (в первую очередь суффиксации), словосложения, редупликации и семантического переосмысления. Также играют роль заимствования, особенно из санскрита, английского и других индийских языков.
В одия можно выделить две большие группы существительных:
Суффиксация — основной способ деривации в одия. Суффиксы могут указывать на:
Обычно добавляются к глагольной основе:
-କ (-ka)/-ିକ (-ika) ନାଚିକ nācika «танцор» ← ନାଚିବା nācibā «танцевать» ଅଧ୍ୟାପକ adhyāpaka «преподаватель» ← ଅଧ୍ୟାପନ adhyāpana «обучение»
-ତା (-tā)/-ତ୍ୱ (-twa) (абстрактное значение или качество, но также могут быть субстантивированы) ଶୂରତା śūratā «смелость» ← ଶୂର śūra «смелый» ମିତ୍ରତ୍ୱ mitratwa «дружба» ← ମିତ୍ର mitra «друг»
-ଶାଳା (-śālā) «место»: ପାଠଶାଳା pāṭhaśālā «школа» ← ପାଠ pāṭha «урок» ଔଷଧଶାଳା auṣadhaśālā «аптека» ← ଔଷଧ auṣadha «лекарство»
-ଘର (-ghara) «здание, помещение»: ଛାତ୍ରଘର chātraghara «общежитие» ← ଛାତ୍ର chātra «студент» ରସୋଇଘର rasoighara «кухня» ← ରସୋଇ rasoi «готовка»
Сложные существительные являются важной частью лексики одия. Словосложение осуществляется по синтаксическим и морфологическим моделям.
Детерминативные (татпуруша) — первый компонент уточняет второй: ଜଳପାନ jalapāna «питьё воды» ← ଜଳ jala «вода» + ପାନ pāna «питьё» ଗୃହପତି gṛhapati «глава дома» ← ଗୃହ gṛha «дом» + ପତି pati «глава»
Координационные (двандва) — оба компонента равноправны: ମାବାପା mā-bāpā «родители» ← ମା mā «мать» + ବାପା bāpā «отец» ରାଜାରାଣୀ rājā-rāṇī «король и королева»
Дескриптивные (бахубрихи) — комплексное описание: ଶତଶୀର୍ଷ śataśīrṣa «стоголовый» ← ଶତ śata «сто» + ଶୀର୍ଷ śīrṣa «голова»
Редупликация — повторение корня или слова, может выражать собирательность, множественность или усиление.
Одия активно заимствует существительные из:
Часто заимствованные слова подвергаются адаптации к морфологическим моделям одия: например, driver → ଡ୍ରାଇଭର୍ ḍrāibhar с последующим возможным образованием фемининной формы: ଡ୍ରାଇଭରିନୀ ḍrāibharinī.
Существительные в одия могут обозначать:
Одушевлённые и неодушевлённые предметы Одушевлённые: ମଣିଷ maṇiṣa «человек», ଜନ୍ତୁ jantu «животное» Неодушевлённые: ଗଛ gacha «дерево», ପାହାଡ଼ pāhāḍa «гора»
Конкретные и абстрактные сущности Конкретные: ଘୋଡ଼ା ghoḍā «лошадь», ବାଡ଼ି bāḍi «двор» Абстрактные: ଭଲପାଇବା bhalapāibā «любовь», ଦୁଃଖ duḥkha «печаль»
Собирательные имена ଲୋକେ loke «люди», ଚାଷୀମାନେ cāṣīmāne «крестьяне (во множественном числе)**
Морфология существительных в одия богата и активно функционирует как в разговорной, так и в письменной речи. Процесс образования новых слов не ограничивается лишь традиционными механизмами, но и подвержен влиянию внешней лексики, социальной динамики и внутренних тенденций экономии, обобщения и экспрессии.