Образование прилагательных

Образование прилагательных в языке одия

Прилагательные в одия (ଓଡ଼ିଆ) образуются из различных грамматических источников, включая корневые основы, производные от существительных, глагольные основы и заимствованные формы. Морфологическая структура прилагательных позволяет выявить как простые, так и сложные модели словообразования, отражающие внутреннюю морфологическую динамику языка.


Корневые прилагательные (простые или первичные) представляют собой прилагательные, не образованные от других частей речи, а существующие как самостоятельные лексемы. Они не содержат аффиксов и не поддаются дальнейшему морфологическому разложению.

Примеры:

  • ବଡ଼ (baḍa) — «большой»
  • ଛୋଟ (chōṭa) — «маленький»
  • ମିଠା (miṭhā) — «сладкий»
  • ଠଣ୍ଡା (ṭhaṇḍā) — «холодный»

Эти прилагательные функционируют как основы для производных форм и широко используются в качестве определений к существительным.


2. Производные прилагательные от существительных

Существенным способом образования прилагательных является деривация от существительных. Для этого применяются специальные аффиксы, придающие существительным качественное или относительное значение. Чаще всего используются следующие суффиксы:

Суффикс -ଇଆ (-iā)

Образует прилагательные, обозначающие принадлежность или отношение.

Примеры:

  • ଗାଁ (gā̃) — «деревня» → ଗାଁଇଆ (gā̃iā) — «деревенский»
  • ଶାହି (śāhi) — «царь» → ଶାହିଆ (śāhiā) — «царский»

Суффикс -କ (-ka)

Используется для образования относительных прилагательных, указывающих на связь с основным понятием.

Примеры:

  • ପାଣି (pāṇi) — «вода» → ପାଣିକ (pāṇika) — «водный»
  • ଚିନ୍ତା (cintā) — «забота» → ଚିନ୍ତାକ (cintāka) — «тревожный»

3. Производные прилагательные от глаголов

Глагольные основы могут служить базой для образования прилагательных, обычно посредством причастных или описательных конструкций. Такие прилагательные могут указывать на результат действия, качество субъекта или его состояние.

Причастные формы

Часто используются глагольные корни с добавлением суффиксов -ଇଥିବା (-ithibā) или -ଉଥିବା (-uthibā), что соответствует приблизительно причастию прошедшего времени.

Примеры:

  • ଲେଖିଥିବା (lekhithibā) — «написанный»
  • କହିଥିବା (kahithibā) — «сказанный»

Суффикс -ଣିଆ (-ṇiā)

Формирует прилагательные от глагольной основы, обозначая свойство, проявленное в действии.

Примеры:

  • ଖାଇବା (khāibā) — «есть» → ଖାଇଣିଆ (khāiṇiā) — «съедобный»
  • ଦେଖିବା (dekhībā) — «видеть» → ଦେଖଣିଆ (dekhaṇiā) — «видимый»

4. Прилагательные, образованные из других прилагательных

Существуют формы, производные от других прилагательных, в том числе с использованием аффиксов для создания новых оттенков значения, степени или принадлежности.

Примеры:

  • ଠଣ୍ଡା (ṭhaṇḍā) — «холодный» → ଠଣ୍ଡାପନି (ṭhaṇḍā-pani) — «холодность» (абстракция, возможно возвращаемая к прилагательному через субстантивацию и повторную адъективацию)
  • ସୁନ୍ଦର (sundara) — «красивый» → ସୁନ୍ଦରୀ (sundarī) — «красивая» (женская форма)

5. Сложные прилагательные

Сложные прилагательные формируются путем сочетания двух или более слов, чаще всего с прилагательным в позиции определяемого и поясняющим компонентом, часто существительным или другим прилагательным.

Примеры:

  • ବଡ଼ମନେ (baḍa-mane) — «великодушный» (букв. «большое сердце»)
  • କଠିନମନ (kaṭhina-mana) — «жестокосердный» (букв. «твердое сердце»)

Такого рода словосложение может быть как чисто описательным, так и идиоматически устойчивым.


6. Заимствованные прилагательные

В одия активно заимствуются прилагательные из санскрита, хинди, английского и урду. Заимствованные прилагательные могут сохранять свою форму (особенно в письменной речи) или подвергаться адаптации к фонологическим и морфологическим особенностям одия.

Примеры:

  • ସମ୍ଭବ (sambhaba) — «возможный» (из санскрита)
  • ଆଧୁନିକ (ādhunika) — «современный» (из санскрита)
  • ଇମ୍ପର୍ଟେଣ୍ଟ (imporṭenṭ) — «важный» (английское important, фонетически адаптированное)

7. Редупликация и интонационное образование

В разговорной речи используются формы с частичной или полной редупликацией, создающие прилагательные с эмоциональной, оценочной или эмфатической окраской.

Примеры:

  • ଛୋଟ-ଛୋଟ (chōṭa-chōṭa) — «маленький-маленький» (уменьшительно-ласкательное)
  • ଭଲ-ଭଲ (bhala-bhala) — «хорошенький, милый»

8. Адъективация других частей речи

Некоторые существительные, числительные и местоимения могут употребляться в функции прилагательных, не претерпевая морфологических изменений. Это семантически мотивированная адъективация.

Примеры:

  • ଦୁଇ (dui) — «два» → ଦୁଇ ଛାତ୍ର (dui chātra) — «два студента»
  • ଏହି (ehi) — «этот» → ଏହି ଲୋକ (ehi loka) — «этот человек»

В этом случае можно говорить о синтаксической адъективации при неизменной форме слова.


9. Словообразовательные модели и синтагматическая позиция

Прилагательные в одия, независимо от способа образования, обычно предшествуют существительным. При этом они могут изменяться по числу и падежу в зависимости от конструкции, в особенности при употреблении с определёнными постпозициями или артиклями.

Пример:

  • ଭଲ ଛାତ୍ର (bhala chātra) — «хороший студент»
  • ଭଲ ଛାତ୍ରମାନେ (bhala chātramāne) — «хорошие студенты»

Система образования прилагательных в одия сочетает в себе как аналитические, так и синтетические принципы, с широкой представленностью деривационных и агглютинативных моделей. Язык демонстрирует богатую морфологию и лексико-семантическую продуктивность в формировании качественных и относительных признаков.