Общее описание и историческая основа
Традиционное монгольское письмо, также называемое удаг бичиг («вертикальное письмо»), представляет собой одну из старейших сохранившихся письменных систем, использовавшихся для записи монгольского языка. Оно восходит к XIII веку и имеет своим происхождением уйгурское письмо, в свою очередь восходящее к согдийской письменности, происходящей от арамейского письма.
Основной особенностью традиционного монгольского письма является вертикальная ориентация записи: строки пишутся сверху вниз, а последовательность строк — слева направо, что уникально для систем, происходящих от арамейского письма.
Графическая система
Письменность состоит из 35 букв, включая:
Каждая буква имеет несколько вариантов написания в зависимости от позиции в слове:
Многие графемы имеют идентичное начертание, но различаются по контексту и расположению, что требует высокой обученности в чтении.
Особенности передачи фонем
Система традиционного письма отчасти фонетическая, но в значительной степени — морфофонологическая. Графика в ряде случаев сохраняет исторические формы, уже не соответствующие современному произношению.
Например:
Передача гласных и гармония
В традиционном письме чётко выражена гармония гласных: используются разные графемы для обозначения гласных переднего и заднего ряда. В частности:
Гласные ᠢ и ᠥ считаются нейтральными. Гармония гласных выражается в пределах слова и влияет на выбор суффиксов.
Орфографические принципы
Слоговая структура и письмо
Слог в традиционном письме часто передаётся с помощью соединённых букв, которые в вертикальной записи создают связный, непрерывный «столбец». Прописные и строчные формы отсутствуют. Разделение слов проводится пробелами, знаки препинания ограничены. Часто используются вертикальные черты для обозначения конца предложения.
Знаки препинания и оформление текста
Пробелы ставятся между словами, но не между морфемами внутри слова. Это затрудняет автоматическую морфемную сегментацию.
Графическая система и каллиграфия
Традиционное письмо развилось в богатую каллиграфическую систему. Использование кисти или калама привело к появлению изящных, вытянутых форм. Почерк — важная часть культурного самосознания. Существует несколько каллиграфических стилей:
Письмо и грамматические категории
Морфологическая структура языка находит отражение в письменности: традиционное письмо позволяет различать аффиксы и окончания. Например, различие между формами прошедшего и настоящего времени видно благодаря сохранению гласных суффиксов:
Флексия имен существительных и глаголов ясно обозначена, несмотря на редукции в речи.
Адаптация к заимствованиям
С развитием письменной традиции и расширением лексики из китайского, тибетского, санскрита, персидского и русского языков, традиционное письмо подверглось адаптациям:
Современное положение
Традиционное письмо сохраняется как официальное письмо Внутренней Монголии (КНР) и изучается в Монголии как элемент культурного наследия. После перехода Монголии на кириллицу в 1946 году, традиционное письмо утратило роль основного средства письменной коммуникации, но остаётся в обиходе среди носителей, особенно в религиозной, художественной и церемониальной сферах.
С 1990-х годов в Монголии усилились движения по возрождению традиционного письма. Оно преподаётся в школах, используется в оформлении государственных документов, вывесок, монет и банкнот. Принятие стандартов Юникод обеспечило возможность его использования в цифровой среде.
Компьютеризация и цифровая обработка
Шрифт монгольского вертикального письма был включён в стандарт Unicode (блок U+1800–U+18AF). Тем не менее, техническая реализация затруднена из-за сложности соединений, контекстных форм и недостаточной поддержки в распространённых операционных системах и браузерах.
Для правильного отображения необходимы:
Эти ограничения замедляют внедрение письма в повседневную цифровую практику, однако ведётся активная работа по созданию доступных цифровых решений.
Культурное и образовательное значение
Знание традиционного письма рассматривается как маркер культурной идентичности монголов, особенно в Китае. Его преподавание обязательно в Внутренней Монголии. Оно активно используется в публицистике, литературе, искусстве и национальных церемониях.
Традиционное письмо является не только графической системой, но и средством сохранения исторической памяти, отражающим философию, религию, литературу и мировоззрение монгольского народа на протяжении веков.