Словообразование глаголов

Словообразование глаголов в монгольском языке

Монгольский язык обладает богатой системой словообразования, в которой глагольная деривация занимает центральное место. Глаголы могут образовываться как от корней, так и от других частей речи, включая имена существительные, прилагательные и числительные. Основными средствами глагольного словообразования являются суффиксация, редупликация, а также аналитические конструкции с вспомогательными словами. Суффиксы глагольного словообразования строго регулируются фонологическими и морфологическими правилами, отражая высокую степень агглютинации монгольского языка.


Многие глаголы в монгольском языке возникают путем прибавления глаголообразующих суффиксов к существительным или прилагательным. Наиболее продуктивными являются суффиксы:

  • -лах / -лэх Продуктивный суффикс для образования глаголов с оттенком действия, связанного с объектом, названным в существительном: зураг ‘картина’ → зурах ‘рисовать’ цэвэр ‘чистый’ → цэвэрлэх ‘чистить’

  • -тай / -тэй + болох Аналитическая конструкция: итгэлтэй болох ‘стать уверенным’ ← итгэлтэй ‘уверенный’

  • -жуулах / -жуургах Образуют каузативные глаголы: нэгтгэх ‘объединять’ ← нэг ‘один’ + -т- (делать) + -гэх


Образование глаголов от глагольных основ

Механизмы словообразования включают:

  • Каузативные формы Выражают побуждение к действию, часто с помощью суффиксов: -уул / -үүл, -га / -гэ, -лга / -лгэ Примеры: унтах ‘спать’ → унтуулах ‘уложить спать’ хөрөх ‘остывать’ → хөргүүлэх ‘охлаждать’

  • Рефлексивные и взаимные формы Используются для выражения действия, направленного на субъект: -гдах / -гдах, -лцах / -лцох, -цалдах, -лалдах Примеры: уулзах ‘встречаться’ ← уул- ‘встретить’ + -з- + -ах тулалдах ‘сражаться друг с другом’ ← тул- ‘сталкиваться’


Частотные и интенсифицированные глаголы

Монгольский язык активно использует редупликацию и суффиксы интенсивности:

  • Редупликация Часто сопровождается звукоподражательной основой: гүйн гүйн ирэх ‘бежать, приближаясь рывками’ харан харан явах ‘оглядываясь идти’

  • Суффиксы интенсивности -саар / -соор, -дсаар / -дсоор выражают продолжительность или усилие действия: ажиллах ‘работать’ → ажилсаар байх ‘всё продолжать работать’


Образование аспектуальных и фазовых форм

Аспектуальные формы включают:

  • Начало действия: -ж эхлэх унших ‘читать’ → уншиж эхлэх ‘начать читать’

  • Продолжение действия: -саар байх, -ж байх туслах ‘помогать’ → тусалсаар байх ‘всё помогать’

  • Завершенность: -чих, -ж дуусах бичих ‘писать’ → биччихсэн ‘написал (и уже закончил)’


Образование глаголов со значением способности, возможности, необходимости

Монгольский язык формирует такие значения как с помощью модальных вспомогательных глаголов, так и через деривационные суффиксы:

  • -ч чадах — ‘мочь’ хэлэх ‘говорить’ → хэлж чадах ‘суметь сказать’

  • -х хэрэгтэй / -х ёстой — ‘необходимо, должен’ явуулахявуулах хэрэгтэй ‘нужно отправить’

  • -ж болох — ‘разрешено, возможно’ суухсууж болох ‘можно сесть’


Словообразовательные суффиксы с семантической нагрузкой

Многие суффиксы придают глаголу определенное значение:

  • -саар — длительность
  • -даг / -дэг / -дгийн — регулярность действия
  • -лдах / -лцах — взаимность
  • -хгүй / -гүйн — отрицание

Например: хийдэг — ‘обычно делает’ хийхгүй — ‘не делает’ хэлэлцэх — ‘обсуждать’ (взаимное действие)


Образование глаголов с помощью заимствованных элементов

Современный монгольский язык заимствовал некоторые модели словообразования из русского и китайского языков. Например, калькирование служебных конструкций: шинжлэх ухаан ‘наука’ → шинжлэх ‘исследовать’

Также наблюдается тенденция образования глаголов от новых заимствованных существительных по регулярной модели с -лах / -лэх: имэйлдах ‘отправлять email’, мессежлэх ‘писать сообщение’


Словообразование с помощью вспомогательных глаголов

Наряду с морфологическим способом, активно используются аналитические модели с вспомогательными глаголами, такими как байх, эхлэх, дуусах, чадах, болох, ёсой, хэрэгтэй, образующие сложные глагольные структуры:

  • ажиллаж дуусах — закончить работу
  • хэлж болохгүй — нельзя сказать
  • орох ёстой — должен войти

Такое словообразование зачастую оформляется как синтаксическая конструкция, но по своей грамматической функции оно приравнивается к глаголу с деривационным суффиксом.


Словообразование глаголов в диалектах

В диалектах монгольского языка, таких как халха, бурятский, ойратский, существуют дополнительные словообразовательные средства. Например, в бурятском возможно использование суффикса -ша для передачи значения частичного действия: хараша — ‘взглянуть мимоходом’

В ойратском – чередование гласных основы с тем же суффиксом может придавать значение интенсивности или многократности.


Морфофонемические процессы при словообразовании

Процессы ассимиляции, элизии и гармонии гласных сопровождают присоединение глагольных суффиксов:

  • өвчин + -л- + -өхөвчлөх (исчезновение согласного)
  • ус + -лахуслах (согласование по гармонии)

Гармония гласных сохраняется практически во всех продуктивных суффиксах, обеспечивая фонологическую согласованность глагольной формы.


Таким образом, словообразование глаголов в монгольском языке представляет собой разветвлённую и многоуровневую систему, включающую как морфологические, так и синтаксические средства. Эта система позволяет формировать широкий спектр глагольных значений, отражающих тонкие семантические и функциональные различия.