Система гласных

Система гласных в монгольском языке

Монгольский язык обладает разветвлённой и строго организованной системой гласных, которая играет ключевую роль в фонологии, морфонологии и морфосинтаксисе. Центральными понятиями в описании системы гласных являются: вокализм, сингармонизм, количественная и качественная оппозиции, позиционные алломорфы, а также устойчивые фонетико-фонологические закономерности чередований.


Современный литературный монгольский язык (на основе халхаского диалекта) оперирует девятью гласными фонемами:

  • Полные (основные) гласные: /a/, /o/, /u/, /e/, /ö/, /ü/, /i/, /æ/, /ɤ/ (или /ə/ в ряде транскрипций)

  • Система может быть упрощена до шести базовых фонем по принципу фонологической оппозиции: /a/, /o/, /u/, /e/, /i/, /ü/ (с учётом аллофонных реализаций и исторического развития).


Артикуляционные признаки

Гласные различаются по следующим признакам:

  • Ряд (передний / задний):

    • Передние: /e/, /i/, /ü/, /ö/
    • Задние: /a/, /o/, /u/
  • Подъём (высота):

    • Верхние: /i/, /u/, /ü/
    • Средние: /e/, /ö/, /o/
    • Нижние: /a/, /æ/
  • Огублённость:

    • Огублённые: /o/, /u/, /ö/, /ü/
    • Неогублённые: /a/, /e/, /i/, /æ/

Гармония гласных (сингармонизм)

Сингармонизм — это важнейшее фонологическое свойство монгольского языка. Согласование гласных основывается на заднеязычности / переднеязычности, иногда также на огублённости.

  • Заднеязычные гласные: /a/, /o/, /u/
  • Переднеязычные гласные: /e/, /i/, /ü/, /ö/

Правила сингармонизма:

  1. В пределах одного слова (включая аффиксы) употребляются либо только заднеязычные, либо только переднеязычные гласные.
  2. Гласная основы определяет гласную аффикса.
  3. Исключения встречаются в заимствованных словах и в грамматикализованных частицах.

Количественная оппозиция

Монгольский язык различает долгие и краткие гласные. Это различие имеет фонемный статус, т.е. долготá может быть смыслоразличительной:

  • /gal/ «огонь» vs. /gaal/ «доска»
  • /mal/ «скот» vs. /maal/ «груз»

Фонетическая реализация долготы:

  • Долгота проявляется не только в увеличении продолжительности, но и в усилении артикуляции и музыкальном акценте.
  • В орфографии долгота может обозначаться удвоенной гласной (в латинской и старомонгольской письменности) или специальными знаками в транскрипции.

Редукция и нейтрализация гласных

В безударной позиции гласные подвергаются редукции. Это особенно актуально в быстром разговорном стиле:

  • /a/, /e/ → /ə/ или полное выпадение
  • /o/, /u/ → /ʊ/ или /ə/

Редукция может привести к нейтрализации вокальной гармонии, особенно в сложных многосложных словах, при быстрой речи.


Диалектные особенности вокализма

В различных диалектах монгольского языка встречаются вариации:

  • В бурятском и калмыцком — своя система гласных с иным количеством фонем и ослабленным сингармонизмом.
  • В некоторых западных говорах встречается носовой вариант гласных в ограниченных позициях.
  • В говоре дариганга — тенденция к закрытию гласных и выпадению редуцированных форм в финали слов.

Исторические изменения в системе гласных

История гласных восходит к древнемонгольскому языку, где существовала чёткая система сингармонизма и долгот:

  • В древнемонгольском различались гласные высокого и низкого подъёма, с полной реализацией долгих/кратких форм.
  • В среднемонгольский период происходили дифтонгизации (напр. ai > ee) и огублённые переднеязычные гласные (ö, ü) усилили фонологическую нагрузку.
  • Современный халха перенял многие эти тенденции, но упорядочил систему через морфонемные правила в склонении и спряжении.

Дифтонги и сочетания

Несмотря на то что классические дифтонги редки, существуют дифтонгоидные сочетания, особенно на границе морфем:

  • /ai/, /ui/, /ei/, /oi/
  • Их поведение зависит от слоговой структуры и ударения.
  • Некоторые дифтонги стали самостоятельными морфемными единицами в грамматике, особенно в глагольной морфологии.

Орфографическое отражение гласных

Монгольская письменность (кириллическая) не всегда точно отражает фонетическую природу гласных. Например:

  • /э/ и /е/ в начале слова различаются орфографически, но могут совпадать фонетически.
  • /ү/ и /у/, /ө/ и /о/ — пары, строго различающиеся в передне-заднеязычности.

В традиционной вертикальной письменности (удэ) различие передних и задних гласных выражается явно, что облегчает визуальное восприятие гармонии.


Влияние гласных на морфологию

Система гласных определяет выбор аффиксов, изменяет форму корней в условиях чередования и влияет на согласование внутри словоформы. Морфемы часто представлены в двух (или более) алломорфах:

  • Суффикс множественного числа:

    • -ууд (после заднеязычных)
    • -үүд (после переднеязычных)
  • Суффикс родительного падежа:

    • -ын / -ийн

Такое чередование — прямое следствие вокальной гармонии и основа морфологической структуры слова в монгольском.


Закономерности чередования гласных

В ряде грамматических процессов наблюдаются систематические чередования:

  • /a/ ↔︎ /e/, /o/ ↔︎ /ö/, /u/ ↔︎ /ü/ — в зависимости от вокальной гармонии
  • /i/ выступает как нейтральный гласный, способный появляться в словах обеих гармонических серий, но с определёнными ограничениями.

Нейтральный статус /i/ позволяет ему сочетаться и с заднеязычными, и с переднеязычными гласными, не нарушая гармонии, особенно в суффиксах и аффиксах.


Обобщённая схема фонологических оппозиций

Параметр Пример гласных
Передние / Задние /ü/, /ö/ vs. /u/, /o/
Огублённые / Неогублённые /u/, /o/ vs. /a/, /e/
Долгие / Краткие /a/ vs. /aa/
Ударные / Безударные /ór/ vs. /or/
Нейтральные /i/ (контекстно-зависим)

Монгольская система гласных — один из наиболее строгих и упорядоченных примеров фонологической гармонии в агглютинативных языках. Её функционирование затрагивает не только фонетику, но и морфологию, орфографию и синтаксическую структуру.