Сингармонизм в словоизменении и словообразовании

Общее представление о сингармонизме в монгольском языке

Сингармонизм — это фонологическое явление, заключающееся в согласовании гласных внутри одного слова по определённым признакам. В монгольском языке центральным типом сингармонизма является гармония гласных по ряду (передний/задний) и по огубленности (огублённый/неогублённый). Все гласные слова, как правило, принадлежат к одной гармонической группе. Это правило оказывает влияние не только на морфологическую структуру, но и на морфонологические процессы в словоизменении и словообразовании.

Монгольский язык различает два основных типа гласных по ряду:

  • Передние (или светлые): э, ү, ө
  • Задние (или тёмные): а, о, у

Нейтральными считаются гласные и и э, которые могут встречаться в словах любой гармонической группы, но чаще тяготеют к передней.

Механизмы сингармонизма в словоизменении

Сингармонизм влияет на выбор морфемных алломорфов при присоединении грамматических аффиксов. Гласные аффиксов изменяются в зависимости от типа гласных в корне.

1. Гармония по ряду

Если в корне имеются гласные заднего ряда, то и аффикс принимает форму с гласным заднего ряда. Например:

  • ном ‘книга’ → номууд ‘книги’ (мн.ч.)
  • байшин ‘здание’ → байшингууд ‘здания’

Если же в корне гласные переднего ряда:

  • гэр ‘дом’ → гэрүүд ‘дома’
  • үхэр ‘корова’ → үхэрүүд ‘коровы’

2. Гармония по огублённости

Этот признак активен в меньшей степени, но также наблюдается в некоторых морфологических процессах. Например, при образовании форм с участием огублённых гласных (особенно ү, ө, у, о) аффикс может выбирать соответствующую огублённую форму:

  • нүүр ‘лицо’ → нүүрэнд ‘на лице’
  • нум ‘лук (оружие)’ → нуманд ‘на луке’

3. Гармония в падежных формах

Большинство падежных показателей имеет две или более фонетические формы, которые распределяются в зависимости от гармонии корня. Например:

Падеж Задний ряд Передний ряд
Дательный
Местный
Направительный -руу (ном руу) -рүү (гэр рүү)
Исходный -аас (уулнаас) -ээс (гэрээс)
Орудный -аар (номоор) -ээр (гэрээр)

Эти чередования строго подчиняются законам сингармонизма. Нельзя использовать, например, -аас с корнем, содержащим только передние гласные.

Сингармонизм в словообразовании

В словообразовании, как и в словоизменении, сингармонизм регулирует форму присоединяемых аффиксов.

1. Суффиксы имён и глаголов

Аффиксы, образующие существительные или глаголы, часто имеют варианты, гармонирующие с гласными основы.

  • цэцэг ‘цветок’ → цэцэглэг ‘цветущий’
  • уул ‘гора’ → уулс ‘горы’
  • нэг ‘один’ → нэгдэл ‘объединение’
  • гар ‘рука’ → гаргах ‘выпускать’

В последнем примере суффикс -г(а/э)х (образование глаголов) принимает форму -гах, соответствующую заднему ряду.

2. Глагольные производные

Глагольные суффиксы следуют гармонии корня. Например:

  • хийх ‘делать’ → хийдэг ‘делает (обычно)’
  • суух ‘сидеть’ → суудэг (неправильно), суудг (ошибка) → правильно: сууддаг

3. Производные с причастиями и деепричастиями

Морфемы, образующие причастия и деепричастия, изменяются по гармоническому принципу:

  • Причастие настоящего времени: -ж / -ч

    • бичих ‘писать’ → бичиж буй ‘пишущий’
    • хотлох ‘кричать (о животном)’ → хотолж буй
  • Деепричастие прошедшего времени: -сан / -сэн

    • явсан ‘ушедший’ (от яв-, корень с задним рядом)
    • ирсэн ‘пришедший’ (от ир-, корень с передним рядом)

Морфонологические особенности

В ряде случаев нейтральные гласные могут нарушать формальную гармонию, однако при этом сохраняется тенденция согласования. Например:

  • инженерүүд ‘инженеры’ — хотя и нейтральная, аффикс -үүд ориентируется на э, то есть выбирается форма для переднего ряда.

Нейтральные гласные и их поведение

Гласный и не участвует напрямую в сингармонизме, однако он может встречаться как в передних, так и в задних словах. Например:

  • инээмсэглэл ‘улыбка’ — передний ряд (э, и)
  • шинжлэх ‘исследовать’ — тоже передний ряд

Но:

  • билэг ‘дар’ (задний ряд по традиции, хотя есть и)

В подобных случаях грамматические аффиксы ориентируются на фонологически активный гласный, игнорируя и как нейтральный.

Историко-типологический аспект

Сингармонизм в монгольском — типичная черта агглютинативных языков, свойственная многим тюркским и тунгусо-маньчжурским языкам. Он является реликтом древней фонологической системы, где гармония гласных служила средством структурной организации слова и облегчения произношения длинных аффиксных цепочек.

Современное монгольское письмо (кириллица) не всегда графически отражает сингармонию, однако в произношении и морфологической структуре оно сохраняет высокую функциональную значимость.

Выводы из функциональной роли

Сингармонизм облегчает морфологическую разборку слова, позволяет предсказать форму аффиксов, способствует упорядоченности грамматической системы. Нарушения сингармонии редки и, как правило, обусловлены заимствованиями или изменением структуры слова в процессе грамматикализации.