Продуктивные словообразовательные модели

Продуктивные словообразовательные модели в монгольском языке

Словообразование в монгольском языке представляет собой высокоразвитую и активную систему, где продуктивные модели обеспечивают образование новых слов на регулярной основе. Характерной чертой монгольского словообразования является его агглютинативный характер: новые лексемы формируются путём последовательного присоединения аффиксов к корню. Ниже подробно рассматриваются наиболее продуктивные словообразовательные модели современного монгольского языка.


Суффиксальный способ является основным в монгольском словообразовании. Он охватывает образование существительных, прилагательных, глаголов, наречий и производных числительных.

1.1. Образование существительных

1.1.1. Суффиксы лиц по действию Продуктивные суффиксы: -ч, -гч, -логч, -догч Примеры:

  • жүжиг (спектакль) → жүжигч (актёр)
  • мэдэх (знать) → мэдэгч (знающий, сведущий)

1.1.2. Суффиксы орудий и предметов Суффиксы: -ур, -луур, -гар, -тай, -тайг Примеры:

  • зүсэх (резать) → зүсүүр (резак)
  • угаах (мыть) → угаагч (стиральная машина, моющее средство)

1.1.3. Суффиксы отвлечённых понятий Суффиксы: -лал, -лалт, -цол, -лга Примеры:

  • үзэх (смотреть) → үзлэг (осмотр)
  • батлах (утверждать) → баталгаа (гарантия)

1.2. Образование прилагательных

1.2.1. Суффиксы признаков и качеств Продуктивные суффиксы: -тай, -гүй, -лаг, -лагтай, -мт, -хан Примеры:

  • эрдэм (знание) → эрдэмтэй (учёный, знающий)
  • амт (вкус) → амттай (вкусный), амтгүй (безвкусный)

1.2.2. Уменьшительно-ласкательные формы Суффиксы: -хан, -хэн, -цаахан Примеры:

  • хөөрхөн (милый) → хөөрхөнцөөхэн (очень миленький)
  • байшин (дом) → байшингийнхан (домочадцы)

1.3. Образование глаголов

1.3.1. Отглагольные образования с помощью суффиксов Продуктивные суффиксы: -лах, -дэх, -члах, -жуулах Примеры:

  • ном (книга) → номлох (читать молитвы, учить)
  • сайхан (красиво) → сайханчлах (приукрашивать, делать красивым)

1.3.2. Каузативные образования (выражение побудительности) Суффиксы: -уулах, -луулах, -гах Примеры:

  • хөдлөх (двигаться) → хөдлүүлэх (заставлять двигаться)
  • суух (сидеть) → суулгах (усаживать)

1.4. Образование наречий

Образование наречий возможно как при помощи суффиксов, так и синтаксическими средствами.

Продуктивные суффиксы: -аар, -ээр, -лан, -лэн, -ж, -ч Примеры:

  • түргэн (быстрый) → түргэнээр (быстро)
  • сайхан (красивый) → сайхнаар (красиво)

2. Конверсия (переразрядка)

Конверсия в монгольском языке активно участвует в продуктивных моделях. Часто существительные переходят в глаголы и наоборот без формальных изменений корня, но с возможным присоединением глагольных окончаний.

Примеры:

  • зураг (рисунок) → зурах (рисовать)
  • дуу (песня) → дуулах (петь)

Также возможна переразрядка глаголов в существительные:

  • бодох (думать) → бодол (мысль)
  • хийх (делать) → хийц (изделие, форма)

3. Словосложение (композиция)

Композиция в монгольском языке широко используется как продуктивный способ образования сложных слов, в частности — существительных и прилагательных. Она характеризуется строгим порядком компонентов (определяемое — определяющее) и сохранением грамматической автономии корней.

3.1. Сложные существительные

Примеры:

  • номын сан (библиотека, досл. «книжное хранилище»)
  • усны сав (сосуд для воды)
  • гэрийн эзэн (хозяин дома)

3.2. Сложные прилагательные

Примеры:

  • хар нүдтэй (черноглазый)
  • өвдгөн дээрээ суудаг (сидящий на коленях)

Сложные слова в монгольском языке могут включать в себя как имена существительные, так и местоимения, числительные, глаголы и даже частицы.


4. Редупликация

Редупликация — ещё одна продуктивная модель словообразования в монгольском языке, часто используемая для выражения интенсивности, повторяемости, уменьшительности и других нюансов.

4.1. Редупликация прилагательных

Примеры:

  • улаан (красный) → улаан улаан (ярко-красный)
  • өндөр (высокий) → өндөр өндөр (очень высокий)

4.2. Редупликация наречий

Примеры:

  • түргэн (быстро) → түргэн түргэн (очень быстро)
  • аяар (медленно) → аяар аяар (вкрадчиво, мягко)

Редупликация может быть полной (повтор всего слова) и частичной (повтор части корня), а также сопровождаться модификацией начального или конечного звука.


5. Универсальные словообразовательные модели

Отдельную категорию составляют универсальные продуктивные модели, охватывающие разные части речи.

5.1. Префиксальное образование с числительными и указательными словами

Примеры:

  • давхар (этаж) → нэгдүгээр давхар (первый этаж)
  • гурав дахин (в три раза), нэгэн зэрэг (одновременно)

5.2. Словообразование с помощью числительных

Часто числительные используются для образования порядковых, собирательных и количественных форм.

Примеры:

  • нэг (один) → нэгэн (определённый, один некий)
  • гурав (три) → гурвуулаа (втроём), гурвантаа (трижды)

6. Заимствованные продуктивные модели

Современный монгольский язык демонстрирует адаптацию заимствованных словообразовательных моделей, особенно из русского и китайского языков, в сферах техники, науки и управления.

Примеры:

  • техниктехникийн (технический)
  • программпрограмчлах (программировать)

Заимствованные корни активно включаются в морфологическую систему монгольского языка, подчиняясь его словообразовательным правилам.


Эти модели обеспечивают динамичное развитие словарного состава современного монгольского языка, отражая как внутренние ресурсы языка, так и его открытость к внешним влияниям.