Вопросительные местоимения

В мальтийском языке вопросительные местоимения служат для образования вопросов, направленных на уточнение, описание или разъяснение каких-либо деталей. Эти местоимения могут быть использованы как в простых, так и в сложных предложениях и играют ключевую роль в построении интерактивных и информативных речевых актов.

В мальтийском языке выделяют несколько видов вопросительных местоимений в зависимости от их функции и контекста использования.

1. “Min” — Кто?

Местоимение “min” используется для обозначения вопроса о человеке. Оно эквивалентно русскому “кто?” и может быть использовано как в единственном, так и во множественном числе.

Пример:

  • Min qed jitkellem? — Кто говорит?
  • Min huma l-istudenti? — Кто эти студенты?

2. “X’inhu” — Что?

Местоимение “x’inhu” используется для вопросов о предмете или явлении. Оно эквивалентно русскому “что?”.

Пример:

  • X’inhu dan? — Что это?
  • X’inhu l-iskop ta’ din il-lezzjonijiet? — Какова цель этих уроков?

3. “Kif” — Как?

Местоимение “kif” задает вопросы, связанные с процессом, состоянием или способом действия. Оно аналогично русскому “как?”.

Пример:

  • Kif inti? — Как ты?
  • Kif se nagħmlu dan? — Как мы это сделаем?

4. “Fejn” — Где?

Местоимение “fejn” используется для уточнения местоположения. Это слово отвечает на вопросы о месте и времени, эквивалентно русскому “где?”.

Пример:

  • Fejn hu l-kotba? — Где книги?
  • Fejn se ssir il-laqgħa? — Где состоится встреча?

5. “Meta” — Когда?

Местоимение “meta” используется для выражения вопроса о времени. Это эквивалент русскому “когда?”.

Пример:

  • Meta sejjer ikollna l-eksamijiet? — Когда у нас будут экзамены?
  • Meta nistgħu nistudjaw? — Когда мы можем учить?

6. “Għaliex” — Почему?

Местоимение “għaliex” служит для задания вопросов, касающихся причины или мотивации. Это аналог русскому “почему?”.

Пример:

  • Għaliex qed tixrob il-kafè? — Почему ты пьешь кофе?
  • Għaliex iddeċidejt li tmur? — Почему ты решил уйти?

7. “Kemm” — Сколько?

Местоимение “kemm” используется для вопросов о количественных характеристиках, таких как количество или степень. Это аналог русского “сколько?”.

Пример:

  • Kemm għandek flus? — Сколько у тебя денег?
  • Kemm jien dgħajjef? — Насколько я слаб?

8. “Liema” — Какой?

Местоимение “liema” задает вопрос о выборе из определённой группы объектов. Оно эквивалентно русскому “какой?” или “который?”.

Пример:

  • Liema tiżjin qed tagħmel? — Какое украшение ты делаешь?
  • Liema film qed tgħodd? — Какой фильм ты смотришь?

Изменения и особенности использования

В отличие от русского языка, в мальтийском вопросительные местоимения могут изменяться в зависимости от числа и рода существительного или глагола, к которому они относятся.

  • Min используется для мужского и женского рода, например:

    • Min qed jikteb? — Кто пишет? (муж.)
    • Min qed titkellem? — Кто говорит? (жен.)
  • X’inhu и kif остаются неизменными, но их использование может варьироваться в зависимости от контекста:

    • X’inhu dan il-libr? — Что это за книга?
    • Kif għamilt dan? — Как ты это сделал?

В мальтийском языке также встречаются сложные формы вопросительных местоимений, состоящие из двух или более слов. Например:

  • X’inhuma l-kawżi? — Какие причины?
  • Min huma dawk il-persuni? — Кто эти люди?

Синтаксис вопросительных предложений

Мальтийский язык использует прямой порядок слов в вопросительных предложениях. Обычно, на первом месте в предложении стоит глагол, за которым следует подлежащее, а затем дополнение (если оно имеется).

Пример:

  • Kif tista’ tagħmel dan? — Как ты можешь это сделать?
  • Fejn huma l-annimali? — Где животные?

В случае более сложных вопросов, когда используются вопросительные местоимения, порядок слов остается таким же, но вопросительное слово занимает первое место.

Пример:

  • Min hu l-aħjar student fil-klassi? — Кто лучший ученик в классе?
  • Liema film se tara l-lejla? — Какой фильм ты будешь смотреть сегодня вечером?

Заключение

Вопросительные местоимения в мальтийском языке играют важную роль в построении предложений, направленных на получение информации. Они могут быть использованы в различных контекстах, от простых вопросов о человеке или предмете до более сложных вопросов, касающихся причин, способа действия или выбора. Существуют некоторые особенности в их использовании, в том числе изменения по роду и числу, а также изменения в зависимости от контекста.