Подчинительная связь между частями сложного предложения в курдском языке
В курдском языке (в частности, в курманджи и сорани) подчинительная связь между частями сложного предложения представляет собой синтаксическое объединение главного и зависимого (придаточного) предложения, при котором придаточное выполняет функцию одного из членов главного. Подчинённые предложения могут выражать время, причину, цель, условие, следствие, уступку, сравнение и пр., и вводятся с помощью союзов, союзных слов и конструкций с глагольной маркировкой.
Временные придаточные в курдском языке указывают на время совершения действия главного предложения. Чаще всего вводятся союзами и союзными конструкциями:
Примеры:
Ez çûm dema ku ew hat. Я ушёл, когда он пришёл.
Gava ku ez xwendinê dikim, tu qedîya kirî. Пока я читал, ты закончил.
Выражают причину действия главного предложения. Основные средства выражения:
Примеры:
Ez nehatim ji ber ku ez nexweş bûm. Я не пришёл, потому что болел.
Ew zor xurt e, çimkî gelek têxwîn dike. Он очень умён, ибо много учится.
Обозначают цель, к которой направлено действие главного предложения.
Примеры:
Ez hatim da ku ez te bibînim. Я пришёл, чтобы тебя увидеть.
Ew xwend, bo ku serkeftî be. Он учится, чтобы быть успешным.
Выражают условие, при котором совершается или может совершиться действие главного предложения. Основные конструкции:
Примеры:
Eger tu were, ez kêfxweş dibim. Если ты придёшь, я обрадуюсь.
Heke ew nexwîne, serkeftinê nabe. Если он не учится, успеха не будет.
Обозначают следствие действия, выраженного в главном предложении.
Примеры:
Ew gelek xebitî, wekî ku xwe avêt. Он так много работал, что утомился.
Baran ket, di encamê de ku rê veqetî. Пошёл дождь, в результате чего дорога перекрылась.
Указывают на действие, происходящее вопреки обстоятельствам, выраженным в придаточном предложении.
Примеры:
Gerçî ew nexwênd, serkeftî bû. Хотя он не учился, он преуспел.
Herçiqas ku baran dibarî, em herçî çûn. Несмотря на дождь, мы всё равно пошли.
Служат для выражения степени сравнения между действиями или признаками.
Примеры:
Ew wek ku malbateke mezin xwebixş e. Он так же щедр, как большая семья.
Tu ji min zêdetir dibêjî. Ты говоришь больше, чем я.
Придаточные, определяющие существительное в главном предложении.
Примеры:
Min zarokek dît ku di xaniyê de diyar bû. Я увидел ребёнка, который был в доме.
Ew kesê ku ez dibêjim, hat. Тот человек, о котором я говорил, пришёл.
Выражают содержание мысли, речи, чувства и вводятся союзом ku («что»), иногда без него.
Примеры:
Ew got ku ez ê herim. Он сказал, что я пойду.
Ez bawer dikim ku tu rast dibêjî. Я верю, что ты говоришь правду.
Ключевую роль играют подчинительные союзы и союзные слова: ku, ji ber ku, da ku, eger, wek ku и др. Часто один союз может выполнять несколько функций, в зависимости от контекста.
В курманджи часто используется согласование времени в главном и придаточном предложении. В придаточном может использоваться форма в прошедшем или сослагательном наклонении, особенно в условных и целевых конструкциях.
Как правило, придаточное предложение предшествует главному, но возможно и обратное расположение. Например:
В обоих случаях сохраняется подчинительная связь, однако интонационно акцент может смещаться.
Курдский язык допускает наличие более одного придаточного предложения при главном, особенно при вложении одного в другое.
Пример:
Такое структурирование требует чёткого владения системой союзов и согласования наклонений и времен.
Подчинительная связь в курдском языке характеризуется развитой системой союзных средств и гибкостью порядка слов. Языковая структура допускает как чётко оформленные, так и контекстуально маркированные подчинённые конструкции, что делает её выразительным средством для передачи сложных логических и временных отношений.