Отрицание в курдском языке (курманджи) играет ключевую роль в построении высказываний, выражающих противоположность утверждению, отсутствие действия, качества или существования. Для образования отрицания используются специальные частицы, формы глаголов, а также вспомогательные конструкции, зависящие от времени, модальности и типа сказуемого.
В настоящем времени глагольного сказуемого утвердительное предложение отрицается при помощи приставки na- или nê-, присоединяемой к личной форме глагола.
Ez diçim — Я иду
Ez naçim — Я не иду
Tu dixwî — Ты ешь
Tu nêxwî — Ты не ешь
Выбор между na- и nê- зависит от фонетической среды и диалектных особенностей. В большинстве случаев форма na- используется перед глаголами, начинающимися на согласную, а nê- — перед глаголами, начинающимися на гласную или при наличии определённых фонологических условий.
В прошедшем времени отрицание оформляется с помощью частицы ne перед вспомогательным глаголом bûn (быть) в соответствующей форме. Это касается конструкций с перфектом.
Ez çûme — Я ушёл
Ez neçûme — Я не ушёл
Ew hat — Он пришёл
Ew nehat — Он не пришёл
В предложениях с прошедшей конструкцией на основе вспомогательного глагола bûn, частица ne непосредственно предшествует глаголу bûn:
Будущее время в курдском выражается через модальный глагол ê и инфинитив. Отрицание формируется с помощью частицы na- или ne:
Выбор позиции отрицательной частицы может варьироваться: допускаются как препозитивные, так и постпозитивные формы по отношению к вспомогательному глаголу. Однако на практике чаще всего отрицание выражается через ê + отрицательная форма глагола:
В предложениях, где сказуемое выражено именной группой или прилагательным (без глагола), отрицание осуществляется с помощью частицы nîne («не является», «нет»):
Ew mamoste ye — Он учитель
Ew mamoste nîne — Он не учитель
Ev kitêb e — Это книга
Ev kitêb nîne — Это не книга
Частица nîne — это отрицательная форма глагола «быть» (ye/e), и она согласуется с лицом и числом:
Ez mamoste me — Я учитель
Ez mamoste nîm — Я не учитель
Em xwendekar in — Мы ученики
Em xwendekar nînin — Мы не ученики
При употреблении модальных глаголов, таких как divê (следует), pêdivî ye (нужно), dikare (может), отрицание относится к глаголу-сказуемому, а не к самому модальному глаголу:
Ez divê biçim — Мне нужно идти
Ez divê naçim — Мне не нужно идти
Tu dikarî bixwî — Ты можешь поесть
Tu dikarî nexwî — Ты не можешь поесть
Однако в определённых контекстах возможно также отрицание самого модального компонента, что меняет смысл высказывания:
Для усиления отрицания могут использоваться следующие конструкции:
Эти слова употребляются совместно с отрицательной формой сказуемого и придают высказыванию более категоричный характер:
В курдском языке двойное отрицание возможно и не считается грамматической ошибкой. Такие конструкции используются для усиления смысла:
При отрицании инфинитива используется частица ne:
Отрицательный инфинитив может быть частью сложного сказуемого:
Отрицательная частица или отрицательная форма глагола в курдском языке, как правило, занимает фиксированную позицию в пределах глагольной группы. Нельзя выносить частицу na- / ne- за пределы глагольной рамки:
Однако частицы типа qet, hîç, tu carî могут появляться перед подлежащим или в начальной позиции:
Для выражения отрицательной повелительной формы используется частица ne перед инфинитивом глагола:
Форма ne + глагол в инфинитиве функционирует как стандартная конструкция для запретов:
Вежливая отрицательная форма в императиве может строиться с использованием вспомогательных выражений:
Отрицание в курдском языке может влиять на согласование глагола, особенно в сложных временах. При наличии вспомогательных глаголов важно учитывать, к какой части конструкции относится ne:
В диалектной речи возможно использование форм вроде nayê (он не приходит), narê (не говорит), nazane (не знает), что представляют собой слитные формы с отрицанием, особенно в третьем лице. Они фиксированы и могут различаться по регионам.
Интонация играет вспомогательную роль в выражении отрицания. В некоторых случаях, особенно в вопросительных или эмоционально окрашенных высказываниях, интонационное оформление помогает отличить утверждение от отрицания или выразить сомнение:
Интонационное повышение в конце предложения сигнализирует о вопросительной функции, а при отрицании добавляется оттенок удивления или сомнения.