Класс 1/2 (человек)

Язык Кирунди, как и многие другие банту-языки, использует систему классов, которые играют важную роль в грамматической структуре языка. Каждый класс имеет свои особенности, включая согласование с глаголами, существительными, прилагательными и местоимениями. В данной главе рассматривается один из основных классов — Класс 1/2, который используется для обозначения людей и является важным для построения предложений, выражающих действие, состояние или принадлежность.

Класс 1 включает существительные, обозначающие людей в единственном числе. К этому классу относятся существительные, которые часто заканчиваются на -umwe, - umuntu, и другие формы, которые могут быть изменены в зависимости от контекста и формы.

Пример существительных:

  • umuntu – человек
  • umukobwa – девушка
  • umugabo – мужчина
  • umusore – парень
  • umugore – женщина

Все существительные этого класса согласуются с глаголами и прилагательными, то есть формы этих слов изменяются в зависимости от субъекта предложения. Важным является то, что эти существительные могут переходить в разные формы в зависимости от падежа.

Местоимения:

Местоимения для существительных класса 1 включают:

  • I – я
  • we – ты
  • ari – он, она

Примеры:

  • I ni umuntu. – Я человек.
  • We ni umukobwa. – Ты девушка.

Класс 2: Существительные во множественном числе

Класс 2 включает существительные, которые в своем множественном числе обозначают людей. Эти существительные обычно образуются путем изменения начальной части слова, например, добавления префикса “aba-” или “ama-” в зависимости от контекста.

Пример существительных:

  • abantu – люди
  • abakobwa – девушки
  • abagabo – мужчины
  • abasore – парни
  • abagore – женщины

Для существительных этого класса характерна также система согласования с глаголами и прилагательными, которая основывается на изменении форм слов в зависимости от множественного числа.

Местоимения:

Местоимения для существительных класса 2 во множественном числе следующие:

  • twe – мы
  • mwe – вы
  • bari – они

Примеры:

  • Twe ni abantu. – Мы люди.
  • Mwe ni abakobwa. – Вы девушки.

Согласование с глаголами

В языке Кирунди важно правильно согласовывать глаголы с существительными, принадлежащими к разным классам. Глаголы в языке Кирунди изменяются в зависимости от класса субъекта, к которому они относятся. Для класса 1 и 2 это согласование происходит с помощью префиксов, добавляемых к глаголам.

Для глаголов, относящихся к классу 1 (единственное число), используется префикс “a-”:

  • Ahamagara – Он/она зовет.
  • Afuye – Он/она ушел/ушла.

Для множественного числа (класс 2), глаголы получают префикс “ba-”:

  • Bahamagara – Они зовут.
  • Bafuye – Они ушли.

Примеры:

  • Umugabo arahagaze. – Мужчина стоит.
  • Abagabo barahagaze. – Мужчины стоят.

Согласование с прилагательными

Прилагательные также изменяются в зависимости от класса, к которому относится существительное. Для класса 1 прилагательные получают префикс “um-”:

  • umuntu mwiza – хороший человек
  • umukobwa mwiza – хорошая девушка

Для класса 2 прилагательные получают префикс “aba-”:

  • abantu beza – хорошие люди
  • abakobwa beza – хорошие девушки

Согласование с местоимениями

Местоимения в языке Кирунди также играют важную роль в согласовании с существительными и глаголами. В классе 1 местоимения изменяются в зависимости от падежа и контекста:

  • I – я
  • we – ты
  • ari – он/она

В классе 2:

  • twe – мы
  • mwe – вы
  • bari – они

Примеры с глаголами и прилагательными

  1. Umugabo ari umuhanga. – Мужчина умный.
  2. Abagabo bari umuhanga. – Мужчины умные.
  3. Umukobwa ari mwiza. – Девушка красивая.
  4. Abakobwa bari beza. – Девушки красивые.

Примечания

  1. В языке Кирунди существительные класса 1/2 тесно связаны с глагольными формами, что создаёт сложную систему согласования, требующую внимательности при выборе правильных форм.
  2. Для правильного использования класса 1/2 важно понимать не только род, но и число существительного, поскольку это влияет на форму глагола и прилагательного.

В результате правильного употребления этого класса можно строить грамматически правильные и выразительные предложения, отображающие различия в числе и роде.