Относительные местоимения в языке киньяруанда играют важную роль в структуре предложения, соединяя подлежащее с его определением. Эти местоимения указывают на существительное, которое служит основой для дополнительной информации, создавая сложные предложения с пояснениями или уточнениями. В отличие от многих языков, в киньяруанда относительные местоимения имеют различные формы в зависимости от именных классов, к которым относится определяемое существительное.
Относительные местоимения в киньяруанда, как и в других языках, могут быть краткими и длинными. Формы зависят от классификации существительных, а также от их числа (ед. или мн. число). Рассмотрим несколько ключевых примеров.
Kuki — используется в качестве относительного местоимения, которое может переводиться как “который” или “что”. Эта форма применяется для того, чтобы указать на существительное в предложении.
Пример:
Uwo, Iyo, Abo — эти формы относятся к различным именным классам и согласуются с существительными в числе и классе.
Пример:
Icyo и Abyo — формы, используемые для указания на вещи или идеи.
Пример:
Как и многие другие части речи в киньяруанда, относительные местоимения согласуются с именными классами существительных. Это значит, что форма местоимения изменяется в зависимости от того, к какому именному классу относится существительное.
Класс 1 (человек, живые существа) — местоимение будет в форме u- (например, uwo, abo).
Пример:
Класс 2 (животные, растения) — местоимение изменяется на uw-, ab-.
Пример:
Классы 3–10 (неодушевленные предметы) — для таких существительных будет использоваться соответствующее местоимение, которое зависит от класса.
Kuki используется для вопросов о причине или обстоятельствах, связанных с объектом, действием или состоянием.
В предложении, где необходима поясняющая информация об объекте, которое уже упоминается:
Относительное местоимение может быть использовано в предложениях с описанием:
Относительные местоимения в киньяруанда часто бывают короче, чем в других языках, и в большинстве случаев они легко могут быть связаны с другими элементами предложения, такими как глаголы или существительные. Это позволяет формировать сложные предложения с меньшими языковыми ресурсами.
Согласование с числом — важный аспект. Например, в классах существительных, где присутствуют формы во множественном числе, местоимения изменяются, чтобы отражать это.
Грамматическая зависимость — для создания правильных предложений с относительными местоимениями важно, чтобы связь между подлежащим и определением была логичной и ясной. Это особенно заметно в контексте именных классов и согласования.
В этом предложении относительное местоимение kuki согласуется с существительным umwana (мальчик, класс 1), в то время как основное действие “любит” выражается через глагол в настоящем времени.
Относительные местоимения в киньяруанда играют важную роль в грамматической структуре языка. Они не только соединяют части предложения, но и помогают точно передать дополнительную информацию о существительных в зависимости от их класса, числа и контекста.