Слоговая структура кхмерского языка представляет собой одну из центральных характеристик его фонологической системы, имеющую ключевое значение для понимания как произносительных норм, так и морфологической структуры слова. Кхмерский язык (кмер, ភាសាខ្មែរ), являясь представителем мон-кхмерской ветви австроазиатской семьи, отличается высокой степенью регулярности в построении слога и специфическими ограничениями на состав и последовательность его элементов.
Слог в кхмерском языке может состоять из следующих компонентов:
(C¹)(C²)V(C³)(C⁴)
где:
Таким образом, возможны как открытые слоги (заканчивающиеся на гласную), так и закрытые (заканчивающиеся на согласную), однако есть ряд фонологических ограничений, регулирующих допустимость тех или иных позиций.
В позиции C¹ может стоять практически любая согласная фонема. Однако в кхмерском языке существует также большое количество инициальных кластеров – сочетаний согласных на начале слога, наиболее частотными из которых являются:
Эти кластеры исторически восходят к прото-австроазиатским согласным группам и проявляют ограниченное варьирование. Существуют морфонологические закономерности, влияющие на реализацию таких кластеров, включая оглушение, ассимиляцию и изменение тона гласного.
Элемент C² представлен в кхмерском письме в виде над- или подстрочных знаков, однако в речи он реализуется как вторая согласная начального кластера. Некоторые источники рассматривают эту позицию как вспомогательную, однако в фонологическом анализе она важна, поскольку влияет на чтение и качество последующего гласного. В частности, различие в типе прегласной согласной влияет на регистр гласной (высокий / низкий), что является уникальной чертой кхмерской фонологии.
Гласная V является обязательной частью любого слога. Она может быть простой (монофтонг), сложной (дифтонг или трифтонг), и может варьировать по долготе и качеству. Важной особенностью является зависимость вокализма от начального регистра: многие гласные имеют разные аллофоны в зависимости от того, принадлежит ли начальная согласная к высокому или низкому регистру.
Примеры:
Некоторые гласные дифтонгизируются или редуцируются в зависимости от позиционных условий.
Позиции C³ и C⁴ определяются структурной возможностью слога быть закрытым. В позиции C³ (постгласная, но до финальной согласной) могут появляться аппроксиманты [w], [j] или носовые [m], [n], [ŋ] в рамках комплексных дифтонгов или носализованных слогов.
Позиция C⁴ чаще всего представлена следующими согласными:
Конечные согласные никогда не озвучиваются, даже если графически передаются буквой, исторически обозначавшей звонкий звук.
Некоторые комбинации считаются фонологически недопустимыми. Например:
Также важно отметить, что долгота гласной и тип регистра начальной согласной могут быть фонологически значимыми, то есть различающими значение слов.
Кхмерский язык не является тональным, но он использует регистровую просодию, где качество и высота голоса (особенно в гласных) зависят от типа начальной согласной. В отличие от тональных языков (как тайский или вьетнамский), здесь не прослеживается стабильной системы тонов, но существуют четкие различия между высокими и низкими регистрами, которые действуют как просодические признаки.
Слог в кхмерском языке может выполнять роль минимальной лексической единицы. Очень многие слова (особенно исконные, незаимствованные) являются односложными. При этом в заимствованной лексике, особенно из санскрита и пали, слоговая структура может быть более сложной, но адаптированной под кхмерскую фонологию.
Примеры:
В сложных словах или при словообразовании возможно сочетание двух или более слогов, однако каждый слог сохраняет четко выраженные границы.
Кхмерская письменность чётко отражает слоговую структуру, несмотря на исторические и диалектные изменения произношения. Каждая графема (буквослог) представляет собой один слог, включающий начальную согласную, согласные кластеров, гласные и финальные элементы. Многие гласные обозначаются диакритиками и встраиваются в слог не по порядку звуков, а по орфографическим традициям.
Это означает, что одна орфографическая единица может быть распределена на:
Пример:
В беглой речи могут происходить редукции, особенно в закрытых слогах. Это проявляется в ослаблении или выпадении финальных согласных, особенно в неакцентных позициях. Однако в литературном и формальном произношении слоги сохраняют структуру.
Слоговая структура имеет важное значение в традиционной поэзии, где определённое количество слогов на строку строго регламентировано. В метрических системах классической кхмерской поэзии строго учитывается количество слогов, тип гласной, наличие финального согласного и даже регистр начальной согласной, что делает слог не только фонологической, но и ритмической единицей.