Лексико-грамматические классы слов

Лексико-грамматические классы слов в кхмерском языке

Кхмерский язык, принадлежащий к мон-кхмерской ветви австроазиатской языковой семьи, характеризуется аналитической структурой и относительно слабой морфологией. Тем не менее, в нём отчётливо выделяются лексико-грамматические классы, каждый из которых обладает набором синтаксических, семантических и функциональных признаков. Эти классы служат основой для построения высказываний и определяют сочетаемость и синтаксическую роль слов в предложении.


Семантические признаки. Обозначает предметы, лица, живые существа, абстрактные понятия и явления.

Грамматические особенности:

  • Существительные в кхмерском языке не изменяются по числу, роду и падежу.
  • Категория определённости выражается с помощью артиклеобразных слов и контекста.
  • Для выражения принадлежности используются конструкции с послелогами (например, របស់ «принадлежащий»).
  • Множественное число может выражаться с помощью редупликации или указания на количество (ច្រើន – много).

Примеры:

  • សៀវភៅ [sieʋphəw] – книга
  • និស្សិត [nɨsat] – студент
  • សេចក្តីសុខ [səcɗəj sok] – счастье

2. Имя прилагательное (គុណនាម)

Семантические признаки. Обозначает признаки предметов: качество, цвет, размер, форму, оценку.

Грамматические особенности:

  • Не согласуются с существительными, которые они определяют.

  • Обычно следуют за существительным: សៀវភៅថ្មី «книга новая».

  • Степени сравнения формируются аналитически:

    • Превосходная: ជាង (чем) — ធំជាង «больше»
    • Сравнительная: ស្ទើរដូច «почти как», ដូច – как

Примеры:

  • ធំ [thom] – большой
  • ស្អាត [saʔat] – красивый
  • ថោក [thaok] – дешёвый

3. Глагол (កិរិយាសព្ទ)

Семантические признаки. Обозначает действия, процессы, состояния.

Грамматические особенности:

  • Не изменяется по лицам, числам, временам.
  • Время и вид передаются с помощью вспомогательных слов (адвербиальных маркеров), таких как បាន (прошедшее), កំពុង (прогрессив), នឹង (будущее).
  • Порядок слов — глагол после подлежащего: ខ្ញុំរៀន – я учусь.
  • Возможны конструкции с серийными глаголами.

Примеры:

  • ទៅ [təw] – идти
  • សរសេរ [sɑːseh] – писать
  • ស្នេហា [snehaː] – любить

4. Наречие (វិប្រាសព្ទ)

Семантические признаки. Обозначает обстоятельства действия: место, время, способ, степень.

Грамматические особенности:

  • Часто стоят после глагола, могут занимать и другие позиции в предложении.
  • Не изменяются и не согласуются ни с глаголами, ни с субъектами.

Примеры:

  • ឥឡូវនេះ [ʔəjləw nih] – сейчас
  • លឿន [lɨən] – быстро
  • ស្ងៀមស្ងាត់ [sŋiəm sŋaːt] – тихо

5. Местоимение (សព្ទនាមសញ្ញា)

Семантические признаки. Указывают на участников речи, объекты и лица, не называя их.

Грамматические особенности:

  • Различаются по лицам, числам, социальному статусу.
  • Система местоимений социолингвистически сложна: она отражает отношения вежливости и иерархии.
  • Для выражения притяжательности используется конструкция: местоимение + របស់ + обладатель.

Примеры:

  • ខ្ញុំ [kʰɲom] – я (нейтральное)
  • យើង [jəəŋ] – мы
  • អ្នក [ʔnɛːk] – ты, Вы (вежливо)
  • គាត់ [koat] – он, она (вежливо)

6. Числительное (លេខនាម)

Семантические признаки. Обозначают количество или порядок.

Грамматические особенности:

  • Для образования количественных сочетаний обязательны классификаторы: សៀវភៅមួយក្បាល — одна книга (букв. «книга одна штука»).
  • Порядковые числительные формируются при помощи ទី перед числом: ទីមួយ – первый.

Примеры:

  • មួយ [muəj] – один
  • ពីរ [piː] – два
  • ដប់ [ɗɑp] – десять

7. Союзы (សម្ព័ន្ធសព្ទ)

Семантические признаки. Связывают слова, фразы или предложения.

Грамматические особенности:

  • Делятся на сочинительные и подчинительные.
  • Могут стоять в начале или середине предложения.

Примеры:

  • និង [nɨŋ] – и
  • បើ [ɓaə] – если
  • ហើយ [həəj] – затем, и

8. Частицы (បរិសព្ទ)

Семантические признаки. Обозначают модальность, эмоциональное отношение, структуру высказывания.

Грамматические особенности:

  • Часто занимают конечную позицию в предложении.
  • Используются для образования вежливых, повелительных, вопросительных и других модальных конструкций.

Примеры:

  • ទេ [teː] – частица отрицания/вопроса
  • ឯង [ʔaeŋ] – ты (интимное) / частица обращения
  • ណា [naː] – частица вежливости

9. Предлоги и послелоги (សព្ទសម្គាល់ទីកន្លែង)

Семантические признаки. Обозначают пространственные, временные, причинно-следственные и другие отношения.

Грамматические особенности:

  • Могут стоять до или после существительного, в зависимости от структуры.

Примеры:

  • នៅ [nɨw] – в, на
  • ពី [piː] – из
  • របស់ [rɔbɑh] – принадлежность

10. Интерьективы (សូរសព្ទ)

Семантические признаки. Передают эмоции, реакции, имитируют звуки.

Грамматические особенности:

  • Являются автономными и не вступают в синтаксическую связь с другими членами предложения.

Примеры:

  • អូស្តា! – О, Боже!
  • អ៊ុយ! – Ух ты!
  • អា! – А!

11. Ономатопоэмы (សំឡេងធម្មជាតិ)

Семантические признаки. Имитация звуков, производимых животными, природой, предметами.

Грамматические особенности:

  • Могут функционировать как самостоятельные лексемы или как часть описания.

Примеры:

  • ក៊ូកូរ – кукареканье
  • ស៊ូស៊ូ – шипение
  • ប៉ាំងប៉ាំង – хлопки, выстрелы

Особенности разграничения классов

В кхмерском языке наблюдается значительная гибкость между лексико-грамматическими классами. Одно и то же слово может функционировать в разных ролях в зависимости от синтаксического контекста. Например, слово ស្អាត может быть как прилагательным («красивый»), так и глаголом («быть красивым»).

Также важно отметить, что различие между глаголами и прилагательными часто не столь категорично: прилагательные могут использоваться как сказуемые без вспомогательных глаголов.

Такой синкретизм требует не формальной морфологии, а глубокого понимания синтаксической структуры предложения и семантики слова.