Каузативные конструкции в языке каннада представляют собой особую группу грамматических структур, с помощью которых выражается действие, совершённое одним субъектом (побуждающим субъектом) через другого субъект (пострадавший или выполняющий действие). То есть, в этих конструкциях подразумевается, что кто-то заставляет кого-то что-то сделать. Это важный аспект каннада, который позволяет уточнять не только исполнителя действия, но и его побудителя.
В каннада для формирования каузативных конструкций часто используется специальный суффикс -ису (ಇಸು). Этот суффикс добавляется к основе глагола, в результате чего образуется глагол, который означает «заставить сделать» или «побудить к действию». Это один из способов создания каузативных форм.
Пример:
Здесь глагол ಪಟಹು (учить) превращается в каузативную форму ಪಟಹಿಸು (заставить учить).
ಕೆಳವು (keḷavu) – слушать ಕೆಳಹಿಸು (keḷahisu) – заставить слушать, приучить слушать
ಹರಡು (haraḍu) – ходить ಹರಡಿಸು (haraḍisu) – заставить ходить
ಊರ (ūra) – петь ಊರಿಸು (ūrisu) – заставить петь
Каузативные формы могут быть использованы в различных контекстах в зависимости от типа побуждающего действия. Иногда, помимо суффикса -ису, можно использовать и другие грамматические конструкции для выражения каузативности.
1. Глаголы движения:
Глаголы, обозначающие движение, могут также образовывать каузативные формы с использованием суффикса -ису. В таких случаях, побуждающий субъект заставляет другого двигаться или направляться в какое-либо место.
Пример:
2. Глаголы состояния и восприятия:
Некоторые глаголы состояния или восприятия также могут образовывать каузативные конструкции. В таких случаях побуждающий субъект заставляет другого воспринимать или переживать какое-либо состояние.
Пример:
3. Глаголы состояния «быть»:
Глаголы, выражающие состояния «быть» или «становиться», в каузативных конструкциях могут означать «сделать так, чтобы кто-то стал чем-то». Например:
Как и в большинстве других конструкций, в каузативных предложениях субъекты и объекты могут согласовываться по числу и роду, что зависит от контекста и формы глагола. При этом субъект, выполняющий побуждающее действие, всегда будет стоять в субъективной форме, а объект — в объектной.
Пример:
В отличие от прямых действий, где субъект непосредственно выполняет действие, каузативная конструкция имеет ярко выраженное отличие, так как действие выполняется другим субъектом, а не побуждающим. Это позволяет уточнять роли участников действия в предложении, а также нюансировать степень влияния одного субъекта на другого.
Кроме того, каузативные формы в каннада могут сочетаться с другими аспектами и конструкциями, такими как отрицание, вопросительные формы или временные конструкции.
ಅವನು ಅವಳನ್ನು ಓದಿಸಲು ಪ್ರೇರೇಪಿಸಿದನು (avanu avaḷannu ōdisalu prēṟēpisidanu) – Он побудил её читать.
ಅವಳು ಅವನಿಗೆ ಪುಸ್ತಕವನ್ನು ತರಲು ಹೇಳಿದಳು (avaḷu avanige pustakavannu taralu hēḷidal) – Она сказала ему принести книгу.
ನಾನು ಅವನು ಊಟ ಮಾಡುವುದನ್ನು ನೋಡಲು ಹಾರೈಸಿದೆನು (nānu avanu ūṭa māḍuvudannu nōḍalu hāraisisidēnu) – Я заставил его смотреть, как он ест.
Не всегда требуется суффикс «-ису»: В некоторых случаях вместо суффикса -ису можно использовать другие формы выражения побуждения, например, специальные глаголы или сочетания с предлогами.
Структура предложения: Каузативные конструкции часто встречаются в сложных предложениях, где побуждающий субъект выполняет действие, имеющее результат на другого субъекта. Это позволяет строить более сложные и информативные высказывания.
Использование в речи: Каузативные формы используются для уточнения мотивов и причин действий. В разговорной речи такие конструкции часто используются для выражения воли, распоряжений или воздействия на других людей.
Каузативные конструкции в языке каннада играют важную роль в передаче информации о побуждающем субъекте действия. Суффикс -ису служит основным средством создания этих форм, позволяя более точно выражать сложные отношения между участниками действия.