Изъяснительные придаточные в илоко
Изъяснительные придаточные предложения (complement clauses) в илоко служат для передачи содержания мыслей, высказываний, восприятий, чувств и желаний. Они обычно выполняют функцию прямого дополнения при глаголах, выражающих речевые акты, когнитивные процессы и эмоции. Эти конструкции представляют собой синтаксически зависимые единицы, подчинённые главному предложению, и часто вводятся специальными маркерами или союзами.
Одним из ключевых способов маркировки изъяснительного придаточного является использование частицы nga после глагола главного предложения:
Kinuna na nga immay da. ‘Он сказал, что они пришли.’
Здесь nga вводит придаточное, содержащее информацию, являющуюся объектом высказывания. Придаточное предложение immay da выступает в роли дополнения к глаголу kinuna (‘сказал’).
Илоко характеризуется наличием фокусных глагольных маркеров, и эти формы могут также указывать на тип комплемента. Например, при когнитивных глаголах может использоваться маркер maammo (‘знать’), за которым следует придаточное:
Maammoak nga awan isuna idiay balay. ‘Я знаю, что его нет дома.’
В этом примере nga awan isuna idiay balay — изъяснительное придаточное, указывающее на объект знания.
Хотя nga является наиболее частым показателем изъяснительного придаточного, в некоторых конструкциях возможно использование маркеров направления и цели, например, tapno (‘чтобы’) или ta (‘потому что’, ‘что’), особенно в случаях, когда изъяснительное придаточное передаёт побуждение, намерение или причину:
Kayatna nga agsurat kadakayo. ‘Он хочет, чтобы вы написали.’
Imbagana ta agawidak. ‘Он сказал, что я пойду домой.’
Союз ta в последнем примере функционирует как связующее звено между основным и придаточным предложением, выражая как причинно-следственное значение, так и значение комплемента.
Наиболее типичными глаголами, после которых употребляются изъяснительные придаточные, являются:
Примеры:
Inawatko nga saan a napudot idiay Baguio. ‘Я понял, что в Багио не жарко.’
Nakitak nga agay-ayam dagiti ubbing idiay parke. ‘Я видел, что дети играют в парке.’
Rinugianna ti agadal ti Iloko. ‘Он начал учить илоканский язык.’
Глаголы типа kinuna, imbagana, ibagak вводят информацию, переданную от говорящего:
Ibagak nga mapan ak idiay Laoag. ‘Я говорю, что поеду в Лаоаг.’
Глаголы восприятия и познания, такие как maammo, inawat, nakitak, требуют изъяснительного придаточного как объекта мысли или ощущения:
Maammoak nga isuna ti agaramid dayta. ‘Я знаю, что это он делает.’
Глаголы типа kayat (‘хотеть’), ayat (‘любить’), ayatanna (‘ему нравится’) вводят придаточное, описывающее желаемое состояние:
Kayatko nga agawid itan. ‘Я хочу сейчас вернуться домой.’
Ayatko nga adda sika kadakami. ‘Я хочу, чтобы ты был с нами.’
Изъяснительные придаточные в илоко могут следовать непосредственно за глаголом главного предложения или занимать позицию после других аргументов в зависимости от прагматических факторов (например, топикализация, фокусирование). Однако наиболее частотный порядок — после глагола:
Imbagana ken ni Juan nga napigsa ni tatangna. ‘Он сказал Хуану, что его отец силён.’
В предложении выше:
Илоко допускает вложенность изъяснительных придаточных:
Kinuna ni Maria nga ammo ni Ana nga mapan ni Pedro idiay Laoag. ‘Мария сказала, что Ана знает, что Педро едет в Лаоаг.’
Здесь наблюдается двойная вложенность:
Такая вложенность не вызывает грамматической трудности в илоко, однако при сложных структурах возможна реорганизация или использование клевтовых/эмфатических конструкций для прояснения.
Изъяснительные придаточные важно отличать от относительных (a-clause) и причинно-цельных (ta, tapno):
Наличие глагола, частицы nga, и функционирование как аргумента к глаголу являются ключевыми признаками изъяснительных конструкций.
В устной речи возможно опущение части изъяснительного придаточного, если оно понятно из контекста:
Kinuna na. ‘Он сказал (это).’
Такой эллипсис уместен при высокой степени контекстуальной определённости. Полное придаточное может быть восстановлено в сознании собеседника. Однако в письменной речи и при формальной коммуникации предпочтительна полная форма.