Глагольные классы

Классификация глаголов в илоко

Глаголы илоко представляют собой сложную и морфологически богатую категорию, основанную на взаимодействии нескольких грамматических параметров: аспектуальной маркировки, направленности действия (фокуса), переходности, а также семантической валентности. Важным аспектом системы является принадлежность глагола к определённому классу, который определяет его морфологическое поведение и синтаксическую сочетаемость. Ниже описаны основные классы глаголов илоко.


Акторные глаголы обозначают действия, производимые субъектом, который занимает фокусную позицию. Эти глаголы маркируются префиксом ag-, реже -um-, и представляют собой наиболее продуктивный и нейтральный класс.

Форма и примеры:

  • agtrabaho – работать
  • agsurat – писать
  • agtinnulong – помогать

Характеристики:

  • Субъект действия – фокусированное лицо.
  • Могут быть переходными и непереходными.
  • Активно участвуют в деривации.

Морфологические особенности:

  • В аспекте перфектива используются инфикс -in- или дубликация корня: agsurat → nagsurat (написал).
  • В императиве часто опускается префикс: agsurat → suraten.

II. Пациентные глаголы (Patient-Focus Verbs)

Пациентные глаголы выделяют объект действия как фокус. Они маркируются аффиксами -en, i-, или -an в зависимости от типа семантического объекта и направленности действия.

Подклассы:

1. -en-глаголы:

  • Фокус на прямом объекте.

  • Примеры:

    • suraten – писать (что-либо)
    • basaan – читать (что-либо)

2. i-глаголы:

  • Фокус на инструменте, причине или цели действия.

  • Примеры:

    • itugot – принести (что-либо)
    • isurat – написать (чем-либо)

3. -an-глаголы:

  • Фокус на локативе или бенефициаре.

  • Примеры:

    • paglutuan – место, где готовят
    • sulatan – писать кому-либо

Особенности:

  • При образовании перфектива префиксы ni-, in-, na- в зависимости от аффиксации: isurat → naisurat.

III. Каузативные глаголы (Causative Verbs)

Каузативные глаголы указывают на то, что субъект вызывает выполнение действия другим лицом. Они формируются с помощью префикса pa-, иногда с удвоением: pagpa-.

Примеры:

  • papintasem – заставь его быть красивым
  • ipagluto – заставь приготовить (где-либо или кому-либо)

Свойства:

  • Часто требуют два аргумента: агенса и пациента действия.
  • Могут сочетаться с любым другим глагольным классом, создавая многоуровневую валентность.

IV. Рефлексивные глаголы (Reflexive Verbs)

Рефлексивные формы обозначают действия, направленные на самого субъекта. Чаще всего строятся с помощью ag- или -um-, но контекст и возвратное местоимение (sarili) служат уточнением.

Примеры:

  • aglinis ti bagi – чиститься
  • agsukisok – исследовать себя, самоанализироваться

V. Дистрибутивные глаголы (Distributive Verbs)

Этот класс выражает повторяющиеся или множественные действия, направленные на разные объекты или совершаемые в разных местах. Образуются с помощью удвоения корня или префикса agpa-.

Примеры:

  • agsursurat – писать многим / много писать
  • agpapanunot – размышлять о разном

VI. Стативные глаголы (Stative Verbs)

Стативные глаголы описывают состояние, а не действие. Они часто маркируются префиксами ma-, na-, ka-, а также суффиксом -en для обозначения потенциала.

Примеры:

  • nasakit – больно
  • mabisin – голоден
  • kayat – хотеть

Характеристики:

  • Не требуют агенса.
  • Часто сочетаются с модальными конструкциями.

VII. Потенциальные глаголы (Potential Verbs)

Потенциальность выражается способностью, возможностью или разрешением выполнять действие. Формируются добавлением maka-, ma- или ka- к глагольной основе.

Примеры:

  • makabasa – может читать
  • makaluto – способен приготовить
  • kayatna nga agawid – он хочет пойти домой

VIII. Динамические глаголы движения (Verbs of Motion)

Эти глаголы описывают физическое движение и часто входят в состав сложных конструкций с локативами и аспектуальными маркерами. Характеризуются высокой частотностью и богатой парадигмой.

Примеры:

  • umay – приходить
  • mapan – идти
  • agawid – возвращаться домой
  • dumteng – прибыть

Морфологические особенности:

  • При переходе в другие классы (напр., каузативный) получают соответствующие аффиксы: ipapan – отправить кого-либо.

IX. Ингрессивные глаголы (Ingressive Verbs)

Обозначают начало действия или переход в новое состояние. Часто используются с префиксом mang-, реже ag- или ma- в зависимости от основы.

Примеры:

  • mangrugi – начинать
  • agsangbay – наступать (о событии)
  • magnanay – становиться матерью

X. Перцептивные и ментальные глаголы (Perceptive and Mental Verbs)

Этот семантический класс включает глаголы чувств, восприятия, мышления. Морфологически разнообразны, но часто принимают префиксы ma-, nakaka-, maka-.

Примеры:

  • ammok – я знаю
  • nakakitak – я увидел
  • makapamatiak – я могу слышать

XI. Эмоциональные глаголы (Emotive Verbs)

Передают чувства, эмоции, переживания. Часто употребляются в перфективной форме с префиксами na-, ma- или ka-.

Примеры:

  • naramdaman – почувствовал
  • nasaktan – было больно
  • maragsakan – радуется

Обобщение признаков глагольных классов

Класс глаголов Основной аффикс Смысловая направленность Фокус
Акторные ag-, -um- субъект действует актор
Пациентные -en, i-, -an действие на объект объект
Каузативные pa-, pagpa- субъект заставляет действовать агенс
Рефлексивные ag-, -um- + sarili действие на себя субъект
Дистрибутивные удвоение, agpa- множественные действия множественный
Стативные ma-, na-, ka- состояние субъект
Потенциальные maka-, ma-, ka- возможность субъект
Глаголы движения umay, mapan и др. физическое перемещение субъект
Ингрессивные mang-, ag- начало действия субъект
Перцептивные/ментальные ma-, maka-, nakaka- восприятие, мышление субъект
Эмоциональные na-, ma-, ka- чувства, эмоции субъект

Илоканская глагольная система демонстрирует сложную и динамичную сеть морфосинтаксических связей, в которых взаимодействуют аффиксация, синтаксическая позиция и семантика. Классификация глаголов по фокусу, валентности и аффиксальной морфологии позволяет глубже понять структурную организацию предложения и категориальные особенности глагола в илоко.