Сложноподчиненное предложение

Сложноподчинённое предложение в хинди

Сложноподчинённые предложения (संयुक्त वाक्य) — это предложения, в которых одно предложение (главное) связано с другим предложением (подчинённым) с помощью подчинительного союза. Подчинённые предложения выполняют функцию дополнения, определения, причины, цели и других зависимых элементов в предложении. Подчинённое предложение в хинди зависит от главного и не может быть самостоятельным.

Сложноподчинённое предложение состоит из двух частей:

  • Главная часть (मुख्य वाक्य) — выражает основную мысль.
  • Подчинённая часть (उपवाक्य) — уточняет, дополняет или объясняет основную мысль.

Главная часть обычно представляет собой полное, самостоятельное предложение, в то время как подчинённая часть не может существовать без главной и всегда находится в зависимости от неё.

Пример:

  • मैं घर जा रहा हूँ क्योंकि मुझे स्कूल जाना है (Я иду домой, потому что мне нужно идти в школу).

Здесь “मैं घर जा रहा हूँ” (Я иду домой) — главное предложение, а “क्योंकि मुझे स्कूल जाना है” (потому что мне нужно идти в школу) — подчинённое предложение, которое объясняет причину.

2. Виды подчинённых предложений

Подчинённые предложения могут быть разных типов в зависимости от того, какую роль они играют в предложении.

2.1. Вопросительные подчинённые предложения

Вопросительные подчинённые предложения зависят от главного и отвечают на вопросы. Они начинаются с вопросительных слов, таких как क्या (что), कहाँ (где), क्यों (почему), कितना (сколько), कौन (кто), и др.

Пример:

  • मैं नहीं जानता कि वह कहाँ जा रहा है (Я не знаю, куда он идет).

2.2. Определительные подчинённые предложения

Определительные подчинённые предложения выполняют функцию определения, уточняя, какой именно объект имеется в виду. Они начинаются с таких слов, как जो (который), जिसे (которого), जिसकी (который, чье) и др.

Пример:

  • वह किताब, जो मैंने खरीदी थी, बहुत महंगी थी (Та книга, которую я купил, была очень дорогой).

2.3. Изъяснительные подчинённые предложения

Изъяснительные подчинённые предложения поясняют или объясняют содержание главного предложения. Они часто начинаются с союзов कि (что), क्योंकि (потому что), जबकि (тогда как) и др.

Пример:

  • मुझे यकीन है कि वह स्कूल आएगा (Я уверен, что он придет в школу).

2.4. Целевые подчинённые предложения

Целевые подчинённые предложения отвечают на вопрос “зачем?” и поясняют цель действия, выраженного в главном предложении. Эти предложения обычно начинаются с ताकि (чтобы).

Пример:

  • मैं यह किताब पढ़ता हूँ ताकि मैं बेहतर समझ सकूँ (Я читаю эту книгу, чтобы я мог лучше понять).

2.5. Условные подчинённые предложения

Условные подчинённые предложения выражают условие, при котором может произойти действие, и начинаются с अगर (если), यदि (если) и других союзов.

Пример:

  • अगर तुम आओगे, तो हम खेलेंगे (Если ты придешь, мы будем играть).

3. Союзы в сложноподчинённых предложениях

Союзы играют ключевую роль в образовании сложноподчинённых предложений, соединяя главное и подчинённое предложения. В хинди существует большое количество союзов, каждый из которых выполняет свою функцию.

3.1. Союзы причинно-следственных отношений

  • क्योंकि (потому что)
  • चूँकि (так как)
  • इसलिए कि (по той причине, что)

Пример:

  • मैं घर नहीं जा सका क्योंकि मुझे काम था (Я не смог пойти домой, потому что у меня была работа).

3.2. Союзы условных отношений

  • अगर (если)
  • यदि (если)
  • जब (когда)

Пример:

  • यदि तुम तैयार हो, तो हम चल सकते हैं (Если ты готов, мы можем идти).

3.3. Союзы времени

  • जब (когда)
  • जब तक (пока)
  • तब तक (до тех пор)

Пример:

  • जब मैं वहाँ पहुँचा, तब वह घर चला गया था (Когда я пришел туда, он уже ушел домой).

3.4. Союзы цели

  • ताकि (чтобы)
  • कि (что — в смысле цели)

Пример:

  • वह जल्दी चला गया ताकि वह समय पर पहुँच सके (Он ушел рано, чтобы успеть вовремя).

4. Порядок слов в сложноподчинённом предложении

Порядок слов в сложноподчинённом предложении хинди соответствует основным правилам для простого предложения, но с учетом наличия союза. В подчинённом предложении порядок слов может меняться в зависимости от его типа.

Обычно в подчинённом предложении союз занимает начальную позицию, за исключением случаев, когда подчинённое предложение является вопросительным.

Пример:

  • मैं जानता हूँ कि वह अच्छा गाता है (Я знаю, что он хорошо поет).
  • क्या तुम जानते हो कि वह कहाँ जा रहा है? (Ты знаешь, куда он идет?)

5. Особенности перевода сложноподчинённых предложений с хинди на русский

При переводе с хинди на русский важно учитывать не только структуру предложения, но и грамматические особенности. Например, в хинди часто используется союз कि (что) для изъяснительных предложений, в то время как в русском языке аналогичные предложения могут требовать разных форм глаголов или различных конструкций.

Пример:

  • वह कहता है कि वह स्कूल जाएगा (Он говорит, что он пойдет в школу).

Для успешного перевода необходимо учитывать контекст и выбирать наиболее подходящий эквивалент в русском языке.


Таким образом, сложноподчинённые предложения в хинди строятся с использованием множества различных союзов и имеют свою специфику в зависимости от функции подчинённого предложения. Важно уметь правильно распознавать тип подчинённого предложения и соответствующим образом строить его в контексте.