Каузативные глаголы

Каузативные глаголы (causative verbs) в хинди — это глаголы, которые обозначают действие, которое выполняется не самим субъектом, а кем-то другим по его указанию или по его влиянию. В отличие от обычных глаголов, которые выражают прямое действие субъекта, каузативные глаголы показывают, что кто-то или что-то вызывает это действие.

Каузативность в хинди может выражаться как через специальные каузативные формы глаголов, так и через использование определённых конструкций с глаголами в активной форме.

Формирование каузативных глаголов

В хинди каузативность в большинстве случаев образуется с помощью суффиксов, добавляемых к основе глагола. Чаще всего используется суффикс -वाना (-vāna) или -ाना (-ānā), в зависимости от типа глагола.

Основные правила:

  1. Суффикс -वाना (-vāna): этот суффикс добавляется к глаголам, которые обозначают действие, выполняемое человеком или животным. Суффикс изменяет значение глагола, превращая его в каузативный и показывая, что субъект побуждает кого-то совершить это действие.

    Примеры:

    • देखना (dekhnā) — смотреть → दिखवाना (dikhvānā) — показывать (побуждать кого-то смотреть)
    • सिखना (sikhnā) — учиться → सिखवाना (sikhvānā) — обучать (побуждать кого-то учиться)
    • लेना (lenā) — брать → लवाना (lavānā) — заставлять брать
  2. Суффикс -आना (-ānā): этот суффикс используется в некоторых случаях для образования каузативной формы глаголов, особенно с глаголами, относящимися к состояниям, изменениям или движениям.

    Примеры:

    • जाना (jānā) — идти → जवाना (jvānā) — направлять, заставить идти
    • खाना (khānā) — есть → खिलाना (khilānā) — кормить (побуждать есть)

Функции и использование каузативных глаголов

Каузативные глаголы в хинди могут использоваться в различных контекстах:

  1. Действие, выполненное другим человеком или объектом: субъект, как правило, не выполняет действия напрямую, а воздействует на другого человека или объект, чтобы тот выполнил его.

    Пример:

    • मैंने उसे किताब पढ़वायी (Mainne use kitāb paṛhwāī) — Я заставил его прочитать книгу.
  2. Действие, совершённое по указанию или побуждению: субъект может дать указание или попросить другого человека выполнить какое-либо действие.

    Пример:

    • तुमने उसे खाना खिलवाया (Tumne use khānā khilwāyā) — Ты накормил его (заставил его поесть).
  3. Действие, происходящее из-за воздействия субъекта: каузативный глагол может быть использован для выражения влияния или побуждения другого субъекта на выполнение действия.

    Пример:

    • उसने मुझे गाना गवाया (Usne mujhe gānā gavāyā) — Он заставил меня петь песню.

Согласование глагола в предложении

В предложениях с каузативными глаголами в хинди важно обратить внимание на согласование глагола с объектом. Объект, который подвергается действию, часто будет иметь падеж объектного (аккузативного), а глагол согласуется в числе и роде с субъектом.

Пример:

  • मैंने उसे किताब पढ़वायी (Mainne use kitāb paṛhwāī) — Я заставил его прочитать книгу.

    • Здесь मैंने (я, в предложном падеже) побуждаю кого-то выполнить действие — прочитать книгу.

Каузативные глаголы и время

Как и обычные глаголы, каузативные могут быть использованы в различных временных формах. Время в таких предложениях будет зависеть от того, какой глагол в базовой форме используется.

  1. Настоящее время:

    • मैं उसे सिखवाता हूँ (Main use sikhwātā hūn) — Я обучаю его.
  2. Прошедшее время:

    • मैंने उसे सिखवाया (Mainne use sikhwāyā) — Я обучил его.
  3. Будущее время:

    • मैं उसे सिखवाऊँगा (Main use sikhwāūngā) — Я буду обучать его.

Исключения и особенности

  1. Глаголы, уже содержащие каузативное значение: Некоторые глаголы в хинди уже имеют каузативное значение без добавления суффикса -वाना или -आना. Это так называемые «непроизводные каузативные» глаголы.

    Примеры:

    • बुलाना (bulānā) — звать, приглашать
    • लाना (lānā) — приносить
  2. Перевод на другие языки: В некоторых случаях прямой перевод каузативных конструкций на другие языки, например, русский, может быть затруднён, так как в русском языке для этого не всегда используется отдельная форма глагола. В таких случаях используются конструкции с глаголами в побудительном наклонении или другие способы выражения воздействия.

Примеры использования

  1. मैंने उसे स्कूल भेजवाया (Mainne use skūl bhejwāyā) — Я отправил его в школу (побудил пойти).
  2. तुमने उसे गाने गवाए (Tumne use gāne gavāe) — Ты заставил его петь песни.
  3. उसने मुझे हंसवाया (Usne mujhe hanswāyā) — Он заставил меня смеяться.

Заключение

Каузативные глаголы в хинди играют важную роль в передаче смыслов, связанных с воздействием одного субъекта на другого для выполнения какого-либо действия. Понимание и правильное использование каузативных форм существенно расширяет выразительные возможности языка и помогает более точно передавать смысл действий и их причинно-следственные связи.