Глагольная основа в хаусе представляет собой ту часть глагола, которая не изменяется по времени, числу или лицу и служит основой для образования всех его форм. Глагольная основа — это неизменяемая часть, которая носит в себе основное смысловое значение. От нее образуются все остальные формы глагола через добавление различных аффиксов.
В языке хауса существует несколько типов глагольных основ, которые определяют различные классы глаголов.
Основы с окончанием на -a Это наиболее распространенная форма, которая используется в образовании глаголов. Примером могут служить глаголы как gida (строить), koya (учить), buka (открывать).
Основы с окончанием на -e Этот тип основы встречается реже и обычно связан с глаголами, указывающими на действие, которое выполняется без конкретного объекта или является абстрактным. Примеры: wasa (играть), ja (тянуть).
Основы с окончанием на -i Также часто используемая основа, обычно встречается в глаголах с таким значением, как движение, перемещение, изменение состояния. Примеры: tsere (бежать), sanya (класть).
Глаголы хауса делятся на несколько классов, которые влияют на их спряжение и изменение форм. Основные классы глаголов:
Первая группа (с глагольной основой на -a) Этот класс включает в себя наиболее часто встречающиеся глаголы в языке хауса. Эти глаголы образуют формы прошедшего времени, настоящего времени и будущего времени с использованием стандартных аффиксов.
Примеры:
Формирование прошедшего времени в этих глаголах осуществляется с добавлением суффикса -i, а будущего времени — с помощью суффикса -za.
Вторая группа (глаголы с основой на -e) Глаголы этой группы, как правило, имеют действие, происходящее без участия объекта или связаны с абстрактными состояниями. Их спряжение аналогично глаголам первой группы, но существует несколько особенностей в образовании форм.
Примеры:
Третья группа (глаголы с основой на -i) Эти глаголы образуют формы настоящего и прошедшего времени по аналогии с глаголами первой и второй группы, но основное отличие заключается в том, что такие глаголы часто выражают динамическое или статическое состояние, связанное с движением.
Примеры:
Настоящее время: В языке хауса для образования настоящего времени используется аффикс -na (для всех классов глаголов). Пример:
Прошедшее время: Для образования прошедшего времени добавляется суффикс, который зависит от класса глагола:
Будущее время: Для образования будущего времени используется суффикс -za или -zaa. Примеры:
Глаголы в хаусе часто представляют собой корни, состоящие из двух или трех букв. Эти корни могут изменяться по различным схемам в зависимости от аффиксов, добавляемых для обозначения времени, лица и числа.
Корни с одинаковыми согласными: В таких случаях часто возникают явления редукции или удлинения гласных. Например:
Корни с гласными: Некоторые глаголы имеют корни, состоящие только из гласных, что влечет за собой регулярное чередование гласных для изменения форм. Пример:
В разных диалектах хауса могут встречаться различия в образовании глагольных форм. Например, в некоторых диалектах могут использоваться дополнительные аффиксы или интонационные изменения для выражения времени, лица или числа.
В диалектах, приближенных к Нигерии, существует более широкое использование суффиксов для выражения будущего времени, в отличие от более стандартной формы, которая используется в литературном хаусе.
В южных регионах хауса может использоваться дополнительная система классификаций для глаголов, которая не встречается в центральных и северных регионах.
В хаусе также существуют сложные глагольные формы, которые образуются с использованием вспомогательных глаголов и других структурных элементов, чтобы передать более сложные смыслы действия. Например, с помощью глаголов yi (делать) и sha (пить) можно создавать конструкции, которые выражают необходимость или намерение.
Пример:
Такие конструкции часто используются для выражения неопределенности или подчиненности в предложении.
Глагольная система языка хауса обладает значительными особенностями, включая разнообразие форм в зависимости от типа основы, диалектных различий и использования вспомогательных глаголов для создания сложных конструкций. Основное внимание при изучении глаголов хауса следует уделить различиям в образовании временных форм и правильному распознаванию класса глагола по его основе.