Подчинительные союзы в нидерландском языке
Подчинительные союзы (onderschikkende voegwoorden) соединяют главное и придаточное предложение, при этом подчёркивая зависимость одного от другого. В отличие от сочинительных союзов, которые соединяют равноправные части, подчинительные вводят придаточные предложения, изменяя порядок слов и оказывая влияние на структуру всей конструкции.
В нидерландском языке используется широкий спектр подчинительных союзов, среди которых наиболее часто встречающиеся:
Характерной чертой придаточного предложения в нидерландском языке является инверсия сказуемого — спрягаемый глагол, в отличие от главного предложения, перемещается в конец придаточной части:
Ik weet dat hij morgen komt. Я знаю, что он придёт завтра.
Здесь глагол komt находится в конце придаточного предложения.
Omdat het regent, blijf ik thuis. Поскольку идёт дождь, я остаюсь дома.
Придаточное предложение стоит перед главным, но структура сохраняется: глагол regent — в конце первой части.
В придаточных предложениях, вводимых подчинительными союзами, действуют следующие правила:
Ik denk dat hij het boek heeft gelezen. Я думаю, что он прочитал книгу. (heeft gelezen — вспомогательный глагол и причастие в конце.)
Используется для связи с объектным придаточным предложением.
Ze zegt dat ze moe is. Она говорит, что устала.
Выражает причину действия, имеет причинно-следственную окраску.
Ik blijf thuis omdat ik ziek ben.
Не путать с doordat, которое также выражает причину, но более объективную или непреднамеренную:
Hij viel doordat hij struikelde. Он упал, потому что споткнулся.
Обычно выражает противопоставление или одновременность:
Zij werkt terwijl hij slaapt. Она работает, в то время как он спит.
Используется только с действиями в прошлом:
Toen ik klein was, woonde ik in Amsterdam. Когда я был маленьким, я жил в Амстердаме.
als и wanneer могут обозначать как условие, так и время. Они почти взаимозаменяемы, однако wanneer чаще используется в письменной речи и в вопросах.
Als het regent, blijven we thuis. Если будет дождь, мы останемся дома.
Wanneer kom je terug? Когда ты вернёшься?
Противительный союз, обозначает допущение:
Hoewel het koud is, gaat hij naar buiten. Хотя холодно, он выходит на улицу.
Используется для косвенных вопросов:
Ik weet niet of hij komt. Я не знаю, придёт ли он.
Важно: of может быть как подчинительным, так и сочинительным союзом. В значении “или” — сочинительный, в значении “ли” — подчинительный.
Выражает результат или цель. При значении цели часто используется с om te:
Hij oefent elke dag zodat hij beter wordt. Он тренируется каждый день, так что становится лучше.
Voordat ik ga slapen, lees ik een boek. Прежде чем лечь спать, я читаю книгу. Nadat hij gegeten had, ging hij weg. После того как он поел, он ушёл.
Похож на omdat, но более формален:
Aangezien hij ziek is, blijft hij thuis.
Выражают условие:
Je mag mee, mits je stil bent. Ты можешь пойти с нами, при условии, что будешь тихо себя вести.
Ik ga niet, tenzij het belangrijk is. Я не пойду, если только это не важно.
Нередко встречаются предложения с несколькими подчинительными союзами, где порядок слов становится особенно важным:
Ik weet dat hij zegt dat hij komt. Я знаю, что он говорит, что он придёт.
Als ik weet dat hij komt, bereid ik iets voor. Если я знаю, что он придёт, я что-нибудь приготовлю.
Вложенность требует внимательного соблюдения синтаксиса: каждый уровень подчинённости требует глагол в конце своего придаточного предложения.
Подчинительные союзы изменяют порядок слов, в то время как сочинительные — нет:
Hij komt en hij blijft. Он приходит и остаётся. (союз en — порядок слов сохраняется)
Ik weet dat hij blijft. Я знаю, что он остаётся. (союз dat — глагол в конец)
Это ключевое различие лежит в основе грамматической структуры нидерландского предложения и обязательно к усвоению.
Эти структуры часто используются как шаблоны в письменной и устной речи.
Подчинительные союзы играют центральную роль в построении сложных предложений в нидерландском языке. Их знание и умение использовать их с правильным порядком слов — важнейший навык для развития беглой и грамотной речи.