Переходные и непереходные глаголы

Переходные и непереходные глаголы в нидерландском языке

Глаголы в нидерландском языке, как и в большинстве индоевропейских языков, классифицируются по своей способности управлять дополнением. Эта способность определяет, будет ли глагол переходным (transitief) или непереходным (intransitief). Понимание этой категории критически важно для правильного построения предложений, согласования с объектами, формирования пассива и овладения грамматическими структурами в целом.


Переходные глаголы требуют прямого дополнения (lijdend voorwerp), то есть объекта, на который непосредственно направлено действие. Без такого дополнения предложение с переходным глаголом будет грамматически неполным или смысл будет утрачен.

Примеры переходных глаголов:

  • eten – есть Zij eet een appel. – Она ест яблоко.
  • lezen – читать Hij leest een boek. – Он читает книгу.
  • bouwen – строить Ze bouwen een huis. – Они строят дом.

Ключевой момент: Переходные глаголы могут быть использованы в пассивной конструкции, поскольку прямое дополнение может стать подлежащим в пассиве:

  • Een huis wordt gebouwd. – Дом строится.

Непереходные глаголы (intransitieve werkwoorden)

Непереходные глаголы не могут принимать прямого дополнения. Они обозначают действия, которые не переходят на объект, или состояния субъекта. Такие глаголы обычно не употребляются в пассивной конструкции (исключения будут рассмотрены отдельно).

Примеры непереходных глаголов:

  • slapen – спать Het kind slaapt. – Ребёнок спит.
  • komen – приходить Hij komt om zes uur. – Он приходит в шесть часов.
  • vallen – падать De appel valt van de boom. – Яблоко падает с дерева.

Ключевой момент: Непереходные глаголы не могут употребляться с прямым дополнением, но иногда могут сочетаться с обстоятельствами места, времени, причины и т.п.


Двухобъектные переходные глаголы (ditransitieve werkwoorden)

Некоторые глаголы в нидерландском управляют сразу двумя дополнениями — прямым и косвенным (meewerkend voorwerp). Такие глаголы называются двухобъектными.

Примеры:

  • geven – давать Hij geeft haar een boek. – Он даёт ей книгу.
  • vertellen – рассказывать Zij vertelt de kinderen een verhaal. – Она рассказывает детям историю.

В пассиве возможно образование как с прямым, так и с косвенным дополнением в роли подлежащего:

  • Een boek wordt haar gegeven. – Книга даётся ей.
  • Zij wordt een boek gegeven. – Ей даётся книга.

Амбитранзитивные глаголы (ambitransitieve werkwoorden)

Существует группа глаголов, которые могут употребляться как переходно, так и непереходно, в зависимости от контекста. Эти глаголы называются амбивалентными или амбтранзитивными.

Примеры:

  • beginnen – начинать(ся)

    Zij begint een boek. – Она начинает книгу. (переходное) Het boek begint. – Книга начинается. (непереходное)

  • veranderen – изменять(ся) Hij verandert zijn gedrag. – Он меняет своё поведение. Zijn gedrag verandert. – Его поведение меняется.

Важно учитывать, что при непереходном употреблении подлежащее само выполняет или испытывает действие, а при переходном — действие направлено на объект.


Семантические особенности переходности

В ряде случаев грамматическая переходность может быть неоднозначна и зависеть от значения глагола. Один и тот же глагол в зависимости от значения может быть как переходным, так и непереходным.

Пример:

  • lopenHij loopt snel. – Он быстро идёт. (непереходное) Hij loopt de marathon. – Он бежит марафон. (переходное)

Это означает, что овладение переходностью требует не только знания синтаксических структур, но и точного понимания значений глаголов в контексте.


Проблемы перевода и интерференция

Русскоязычные учащиеся часто совершают ошибки при определении переходности глаголов из-за интерференции родного языка. Например:

  • wachten – ждать Ik wacht op de bus. – Я жду автобус.

На русском языке «ждать» — переходный глагол, но в нидерландском wachten требует предлога op, и не управляет прямым дополнением — он непереходный с предлогом.

Такие случаи требуют особого внимания и запоминания предлогов вместе с глаголами.


Синтаксические последствия переходности

Понимание переходности важно для следующих грамматических конструкций:

  • Пассивный залог возможен только с переходными глаголами.

  • Местоименное замещение прямого дополнения требует корректного определения его наличия:

    • Ik zie de man.Ik zie hem.
  • Словопорядок в главном и придаточном предложении также зависит от роли дополнения:

    • Dat hij het boek leest, is duidelijk. – Что он читает книгу, очевидно.

Практические рекомендации

  • Заучивайте глаголы сразу с управлением: wachten op, denken aan, geloven in, zoeken naar и т.д.
  • Всегда проверяйте, может ли глагол употребляться в пассиве — это поможет определить, переходный он или нет.
  • Тренируйтесь преобразовывать активные предложения в пассивные, чтобы закрепить понимание структуры.
  • Изучайте списки амбитранзитивных глаголов и обращайте внимание на их поведение в разных контекстах.