Образование и использование предпрошедшего времени (Plusquamperfectum)

В нидерландском языке предпрошедшее время (het plusquamperfectum) употребляется для обозначения действия, которое произошло до другого события в прошлом. Это время указывает на предшествование одному из событий прошедшего времени, часто в повествовательных или описательных контекстах.

Примеры:

  • Toen hij thuiskwam, had ik al gegeten. (Когда он пришёл домой, я уже поел.)

  • Ze vertelde dat ze het boek had gelezen. (Она рассказала, что прочитала книгу.)

Таким образом, plusquamperfectum позволяет передать хронологическое различие между двумя действиями в прошлом.


Образование предпрошедшего времени

Plusquamperfectum образуется при помощи вспомогательного глагола hebben или zijn в форме Imperfectum (прошедшее время) + причастие прошедшего времени (voltooid deelwoord) основного глагола.

Структура:

Imperfectum hebben/ zijn + voltooid deelwoord

1. Вспомогательные глаголы: hebben и zijn

  • Большинство глаголов используют hebben:

    • Ik had gewerkt – Я работал.
    • Zij had gespeeld – Она играла.
  • Глаголы движения, изменения состояния, возвратные глаголы, а также некоторые устойчивые выражения используют zijn:

    • Hij was vertrokken – Он ушёл.
    • We waren naar huis gegaan – Мы пошли домой.

2. Причастие прошедшего времени (voltooid deelwoord)

Форма причастия образуется по следующим правилам:

  • Для слабых глаголов: приставка ge- + основа + -d или -t

    • maken → gemaakt
    • werken → gewerkt
    • leven → geleefd
  • Для сильных глаголов: приставка ge- + изменённая основа + -en

    • zien → gezien
    • nemen → genomen
    • komen → gekomen

Обратите внимание: некоторые глаголы не получают приставку ge-:

  • глаголы с неотделяемыми приставками: be-, ge-, her-, ont-, ver-

    • beantwoorden → beantwoord → Ik had het beantwoord.

Спряжение: примеры в утвердительной, отрицательной и вопросительной формах

Утвердительные предложения

  • Ik had het boek gelezen. – Я прочитал книгу.
  • Zij was al vertrokken. – Она уже ушла.

Отрицательные предложения

Отрицание образуется при помощи niet или geen:

  • Ik had het boek niet gelezen. – Я не прочитал книгу.
  • Zij was nog niet vertrokken. – Она ещё не ушла.

Вопросительные предложения

Обратный порядок подлежащего и вспомогательного глагола:

  • Had je het boek gelezen? – Ты прочитал книгу?
  • Was hij al vertrokken? – Он уже ушёл?

Употребление времени Plusquamperfectum

1. Для выражения предшествующего действия в прошлом

Это основное значение:

  • Toen we aankwamen, had hij het huis al verlaten. (Когда мы прибыли, он уже покинул дом.)

  • Ze begreep het pas nadat ik het had uitgelegd. (Она поняла это только после того, как я объяснил.)

2. В условных предложениях (нереальные условия в прошлом)

  • Als hij dat had geweten, was hij niet gekomen. (Если бы он это знал, он бы не пришёл.)

  • Als ik meer tijd had gehad, was ik gebleven. (Если бы у меня было больше времени, я бы остался.)

3. В косвенной речи, когда речь идёт о действии до момента высказывания

  • Hij zei dat hij het had gedaan. (Он сказал, что уже сделал это.)

4. В повествовательных текстах, для создания хронологического контраста

  • De avond was koud en stil. Ze had haar jas aangedaan en liep naar buiten. (Вечер был холодный и тихий. Она надела пальто и вышла на улицу.)

Особенности выбора вспомогательного глагола

Глаголы с zijn:

Обычно включают:

  • Глаголы движения (gaan, komen, vertrekken, etc.)
  • Глаголы изменения состояния (worden, sterven, groeien, etc.)
  • Возвратные глаголы (zich vergissen, zich schamen)

Примеры:

  • Hij was gevallen. – Он упал.
  • Ze was ziek geworden. – Она заболела.

Глаголы с hebben:

Используются в подавляющем большинстве случаев:

  • Ik had gelachen. – Я смеялся.
  • We hadden hard gewerkt. – Мы усердно работали.

Некоторые глаголы могут использовать hebben и zijn, в зависимости от значения:

  • Hij was gereden naar Amsterdam. (Он поехал в Амстердам – движение.)
  • Hij had gereden. (Он водил – обобщённое действие, без указания направления.)

Часто употребляемые наречия с Plusquamperfectum

  • al – уже
  • nog niet – ещё не
  • reeds – уже (более формальное)
  • nooit – никогда
  • eerder – раньше
  • nadat – после того как
  • voordat – до того как

Примеры:

  • Ik had dat nooit gezien. – Я никогда этого не видел.
  • Ze had het al verteld. – Она уже это рассказала.

Сравнение с другими временами

Время Образование Значение
Perfectum hebben/ zijn + voltooid deelwoord Завершённое действие в настоящем/прошлом
Imperfectum простая прошедшая форма глагола Простое действие в прошлом
Plusquamperfectum had/ was + voltooid deelwoord Действие, завершённое до другого прошедшего

Пример:

  • Ik werkte de hele dag. (Imperfectum – Я работал весь день.)
  • Ik heb de hele dag gewerkt. (Perfectum – Я проработал весь день.)
  • Ik had de hele dag gewerkt toen hij aankwam. (Plusquamperfectum – Я проработал весь день к его приходу.)

Ошибки и трудности при изучении

  1. Путаница между perfectum и plusquamperfectum. Многие ученики используют perfectum, даже когда речь идёт о более раннем действии в прошлом.

  2. Ошибочный выбор вспомогательного глагола. Требуется чётко знать, какие глаголы требуют zijn, а какие — hebben.

  3. Нарушение порядка слов в вопросах и при отрицании. Вспомогательный глагол всегда идёт на второе (в утвердительных) или первое (в вопросах) место.

  4. Ошибки с причастиями сильных глаголов. Следует заучить формы, так как они могут быть непредсказуемыми: schrijven → geschreven, drinken → gedronken, vinden → gevonden.


Эти правила и нюансы употребления делают plusquamperfectum важным элементом грамматики нидерландского языка, особенно при рассказах, ретроспективах, анализе событий и передаче непрямой речи.