Вспомогательные и модальные глаголы

Вспомогательные и модальные глаголы в азербайджанском языке


Вспомогательные глаголы в азербайджанском языке выполняют функцию образования временных форм, залогов и наклонений, а также помогают выражать различные оттенки значения действия. В отличие от основных глаголов, они редко несут лексическое значение сами по себе, чаще выступая как грамматические маркеры.

Основные вспомогательные глаголы

  1. “olmaq” — глагол «быть», который в азербайджанском языке используется для образования сложных глагольных форм и времен. Он часто выступает в роли связки или служит для образования страдательного залога и будущего времени.

    Примеры:

    • Mən gəlirəm. (Я иду.)
    • Mən gələcəyəm. (Я приду.)
    • Ev təmizlənir. (Дом убирается.)
    • Ev təmizlənəcək. (Дом будет убран.)
  2. “etmək” — глагол «делать», который часто используется для образования сложных глагольных форм с другими лексическими элементами, особенно с существительными и прилагательными, превращая их в глаголы.

    Примеры:

    • Təmiz → Təmizləmək (чистить)
    • İş → İşləmək (работать)
    • Yardım → Yardım etmək (помогать)

Роль вспомогательных глаголов в построении времен

Вспомогательный глагол «olmaq» играет ключевую роль в образовании форм будущего времени и страдательного залога:

  • Будущее время образуется при помощи основы глагола + суффикс -acaq/-əcək + формы глагола «olmaq» в настоящем времени.

    Пример: Yazacağam — я буду писать (yaz- + -acaq + -am)

  • Страдательный залог формируется с помощью причастий на -il/-ıl/-ul/-ül и глагола «olmaq» в соответствующем времени.

    Пример: Kitab oxunur — книга читается Kitab oxunacaq — книга будет прочитана


Модальные глаголы

Модальные глаголы выражают отношение говорящего к действию, указывая на возможность, необходимость, разрешение, желание или обязанность. В азербайджанском языке модальные значения чаще всего выражаются с помощью определённых глаголов или конструкций, а не отдельными формами.

Основные модальные глаголы

  1. “bilmək” — выражает возможность или умение.

    Примеры:

    • Mən bunu edə bilirəm. (Я могу это сделать.)
    • O, rus dilini bilir. (Он знает русский язык.)
  2. “istəmək” — выражает желание.

    Примеры:

    • Mən getmək istəyirəm. (Я хочу идти.)
    • Sən oxumaq istəyirsən. (Ты хочешь читать.)
  3. “gərək olmaq” / “lazımdır” — выражает необходимость или обязанность.

    Примеры:

    • Sən dərs oxumalısan. (Ты должен учиться.)
    • Mən getməliyəm. (Мне нужно идти.)

    Здесь глагол «olmaq» часто выступает в сочетании с модальными словами или суффиксами для передачи необходимости.

  4. “mümkün olmaq” — выражает возможность, вероятность.

    Пример:

    • Bu işi görmək mümkündür. (Возможно выполнить эту работу.)

Использование частиц для модальности

Помимо глаголов, в азербайджанском языке широко используются частицы, которые в сочетании с глаголами образуют модальные значения.

  • ” bilər” — частица возможности/умения
  • “malı/məli” — суффиксы обязательности, например, gəlməliyəm (я должен прийти)
  • “istər” — выражение желания в условных предложениях или вежливых просьбах

Конструкция модальных глаголов в предложении

Модальные глаголы обычно следуют за основным глаголом в инфинитивной форме, образуя сочетания, где основной глагол несёт лексическое значение, а модальный — грамматическое.

Пример:

  • Mən oxuya bilərəm. (Я могу читать.)
  • O getmək istəyir. (Он хочет идти.)
  • Biz işləməliyik. (Мы должны работать.)

В большинстве случаев инфинитив глагола стоит перед модальным глаголом, что помогает чётко разделить значение действия и модальности.


Формы и согласование модальных глаголов

Модальные глаголы изменяются по лицам и числам, согласуясь с подлежащим, но при этом основной смысл выражается через инфинитив основного глагола.

Пример спряжения глагола «bilmək» (мочь):

Лицо Форма Пример
1-е лицо ед.ч. bilirəm Mən gedə bilirəm. (Я могу идти.)
2-е лицо ед.ч. bilirsən Sən gələ bilirsən. (Ты можешь прийти.)
3-е лицо ед.ч. bilir O oxuya bilir. (Он может читать.)
1-е лицо мн.ч. bilərik Biz işləyə bilərik. (Мы можем работать.)
2-е лицо мн.ч. bilirsiniz Siz danışa bilirsiniz. (Вы можете говорить.)
3-е лицо мн.ч. bilirlər Onlar gəlib bilirlər. (Они могут прийти.)

Отличия модальных и вспомогательных глаголов

  • Вспомогательные глаголы чаще участвуют в образовании форм времен, залогов, наклонений (например, «olmaq» для будущего времени, страдательного залога). Они служат грамматическими конструкциями.

  • Модальные глаголы выражают отношение говорящего к действию: необходимость, возможность, желание, обязанность. Они несут семантическую нагрузку модальности.

Иногда один и тот же глагол может выступать в обеих ролях в зависимости от контекста (например, «olmaq» — вспомогательный в образовании времени, но и самостоятельный глагол «быть»).


Образование отрицательных форм

Отрицание в сочетании с вспомогательными и модальными глаголами обычно строится с помощью отрицательной частицы “yox” или частицы “mə-”, которая присоединяется к глагольной основе.

Пример с модальным глаголом:

  • Mən gedə bilmərəm. (Я не могу идти.)
  • O işləyə bilməz. (Он не может работать.)

Пример с вспомогательным глаголом:

  • Ev təmizlənmir. (Дом не убирается.)
  • Mən gəlməyəcəyəm. (Я не приду.)

Особенности употребления

  • В разговорной речи часто упрощаются формы вспомогательных и модальных глаголов, особенно в быстром темпе речи.
  • При переводе с русского или других языков важно учитывать, что модальность в азербайджанском часто выражается не отдельными словами, а именно сочетаниями глаголов с инфинитивами и модальными частицами.
  • Некоторые модальные значения могут быть выражены при помощи придаточных предложений или определённых союзов, что требует внимания при анализе сложных конструкций.

Таким образом, вспомогательные и модальные глаголы в азербайджанском языке — важная часть грамматической системы, обеспечивающая разнообразие временных, видовых и модальных оттенков, что позволяет передавать нюансы действия и отношения к нему в речи.