Вспомогательные и модальные глаголы в азербайджанском языке
Вспомогательные глаголы в азербайджанском языке выполняют функцию образования временных форм, залогов и наклонений, а также помогают выражать различные оттенки значения действия. В отличие от основных глаголов, они редко несут лексическое значение сами по себе, чаще выступая как грамматические маркеры.
“olmaq” — глагол «быть», который в азербайджанском языке используется для образования сложных глагольных форм и времен. Он часто выступает в роли связки или служит для образования страдательного залога и будущего времени.
Примеры:
“etmək” — глагол «делать», который часто используется для образования сложных глагольных форм с другими лексическими элементами, особенно с существительными и прилагательными, превращая их в глаголы.
Примеры:
Вспомогательный глагол «olmaq» играет ключевую роль в образовании форм будущего времени и страдательного залога:
Будущее время образуется при помощи основы глагола + суффикс -acaq/-əcək + формы глагола «olmaq» в настоящем времени.
Пример: Yazacağam — я буду писать (yaz- + -acaq + -am)
Страдательный залог формируется с помощью причастий на -il/-ıl/-ul/-ül и глагола «olmaq» в соответствующем времени.
Пример: Kitab oxunur — книга читается Kitab oxunacaq — книга будет прочитана
Модальные глаголы выражают отношение говорящего к действию, указывая на возможность, необходимость, разрешение, желание или обязанность. В азербайджанском языке модальные значения чаще всего выражаются с помощью определённых глаголов или конструкций, а не отдельными формами.
“bilmək” — выражает возможность или умение.
Примеры:
“istəmək” — выражает желание.
Примеры:
“gərək olmaq” / “lazımdır” — выражает необходимость или обязанность.
Примеры:
Здесь глагол «olmaq» часто выступает в сочетании с модальными словами или суффиксами для передачи необходимости.
“mümkün olmaq” — выражает возможность, вероятность.
Пример:
Помимо глаголов, в азербайджанском языке широко используются частицы, которые в сочетании с глаголами образуют модальные значения.
Модальные глаголы обычно следуют за основным глаголом в инфинитивной форме, образуя сочетания, где основной глагол несёт лексическое значение, а модальный — грамматическое.
Пример:
В большинстве случаев инфинитив глагола стоит перед модальным глаголом, что помогает чётко разделить значение действия и модальности.
Модальные глаголы изменяются по лицам и числам, согласуясь с подлежащим, но при этом основной смысл выражается через инфинитив основного глагола.
Пример спряжения глагола «bilmək» (мочь):
Лицо | Форма | Пример |
---|---|---|
1-е лицо ед.ч. | bilirəm | Mən gedə bilirəm. (Я могу идти.) |
2-е лицо ед.ч. | bilirsən | Sən gələ bilirsən. (Ты можешь прийти.) |
3-е лицо ед.ч. | bilir | O oxuya bilir. (Он может читать.) |
1-е лицо мн.ч. | bilərik | Biz işləyə bilərik. (Мы можем работать.) |
2-е лицо мн.ч. | bilirsiniz | Siz danışa bilirsiniz. (Вы можете говорить.) |
3-е лицо мн.ч. | bilirlər | Onlar gəlib bilirlər. (Они могут прийти.) |
Вспомогательные глаголы чаще участвуют в образовании форм времен, залогов, наклонений (например, «olmaq» для будущего времени, страдательного залога). Они служат грамматическими конструкциями.
Модальные глаголы выражают отношение говорящего к действию: необходимость, возможность, желание, обязанность. Они несут семантическую нагрузку модальности.
Иногда один и тот же глагол может выступать в обеих ролях в зависимости от контекста (например, «olmaq» — вспомогательный в образовании времени, но и самостоятельный глагол «быть»).
Отрицание в сочетании с вспомогательными и модальными глаголами обычно строится с помощью отрицательной частицы “yox” или частицы “mə-”, которая присоединяется к глагольной основе.
Пример с модальным глаголом:
Пример с вспомогательным глаголом:
Таким образом, вспомогательные и модальные глаголы в азербайджанском языке — важная часть грамматической системы, обеспечивающая разнообразие временных, видовых и модальных оттенков, что позволяет передавать нюансы действия и отношения к нему в речи.