Ассамский язык в сфере образования
Ассамский язык (অসমীয়া / Ôxômiya), принадлежащий к восточной группе индоарийских языков, является основным языком штата Ассам в Индии и имеет официальный статус на уровне штата. Согласно Конституции Индии, ассамский признан одним из 22 языков восьмого приложения (Schedule VIII), что предоставляет ему статус национального языка регионального значения, обеспечивая правовую поддержку его использования в официальных, образовательных и административных сферах.
С начала XX века и особенно после обретения Индией независимости, ассамский язык активно внедрялся в образовательные учреждения, начиная с начального и заканчивая высшим образованием. В настоящее время он служит как языком преподавания, так и объектом изучения на всех ступенях школьной и вузовской подготовки в Ассаме.
Начальное и среднее образование. Ассамский язык используется в государственных школах как основной язык преподавания. Он охватывает широкий спектр дисциплин — от гуманитарных до естественнонаучных предметов. Учебники, одобренные Советом среднего образования Ассама (SEBA), выпускаются на ассамском языке и проходят регулярное обновление. Дети, для которых ассамский является родным, имеют возможность получать образование на языке, обеспечивающем когнитивную доступность и культурную близость.
В ряде регионов, где значительное население говорит на других языках (например, бенгали, бодо, мишинг), организованы школы с двуязычным обучением, где ассамский преподается как обязательный предмет. Такой подход способствует интеграции учащихся в социально-государственную среду Ассама, не нарушая языковой автономии меньшинств.
Среднее специальное и профессиональное образование. На уровне технических и профессиональных учебных заведений ассамский язык применяется более ограниченно. Однако существует тенденция к его постепенному включению в курсы повышения квалификации и профессиональной подготовки, особенно в сферах сельского хозяйства, педагогики и социальной работы, где важна прямая коммуникация с населением.
Высшее образование. Ассамский используется как язык преподавания в гуманитарных факультетах университетов Ассама, таких как Гаухатский университет, Университет Дибругарх и Университет Тезпура. В этих вузах существуют полноценные кафедры ассамского языка и литературы, где обучение ведется исключительно на ассамском. Кроме того, ведется научная работа, защищаются диссертации, публикуются рецензируемые журналы, тем самым поддерживается академический статус языка.
Ассамский преподается как родной язык во всех государственных школах штата. Учебная программа включает:
Ассамский язык также преподается как второй или третий язык для учащихся, чей родной язык отличается. В этом случае курс адаптирован с учётом лингвистического фона учащихся.
В образовательной среде ассамская грамматика излагается по структурному и функциональному принципу. Основные темы, изучаемые на всех уровнях:
Синтетический характер языка. Ассамский обладает умеренной агглютинацией: формы слов изменяются с помощью суффиксов, в частности, окончаний времени и залога в глаголах.
Порядок слов. Базовый порядок: Подлежащее–Дополнение–Сказуемое (SOV). Пример: মই পাঠ পড়োঁ (“Я урок читаю”).
Частицы и постпозиции. В отличие от предлогов в английском, ассамский использует постпозиции: মই বিদ্যালয়লৈ যাওঁ (“Я иду в школу”).
Глагольная система. В рамках школьного образования особое внимание уделяется различию времен (настоящего, прошедшего, будущего) и аспектов (совершенного и несовершенного действия). Также важно различие между глаголами действия и состояния.
Согласование. Глаголы согласуются с подлежащим по лицу и числу, но не по роду. В преподавании уделяется внимание формальному различию между вежливыми и неформальными формами глагола.
Методический подход. В школах практикуются коммуникативные и контекстно-ориентированные методы обучения. Учителя поощряют устную речь, сочинение, чтение вслух и дискуссии, способствуя функциональной грамотности на ассамском языке.
Учебники и пособия. Министерство образования Ассама издает государственные учебники на ассамском языке, соответствующие требованиям национальной образовательной политики (NEP). Помимо этого, в ходу многочисленные дополнительные пособия, словари, грамматические справочники, а также цифровые ресурсы, особенно после внедрения онлайн-обучения.
Цифровизация. В последние годы активно развивается электронное обучение на ассамском языке. Платформы вроде Diksha и локальные образовательные YouTube-каналы создают контент для школьников и студентов. Ассамский язык также частично внедрен в интерфейсы программного обеспечения и учебные приложения.
Несмотря на широкое применение, ассамский язык сталкивается с рядом вызовов в образовательной сфере:
Многоязычие региона. Ассам является домом для многочисленных этноязыковых групп. Обеспечение равного доступа к образованию как на ассамском, так и на родных языках этих групп требует тонкого баланса между государственной языковой политикой и правами меньшинств.
Диглоссия. В ряде случаев наблюдается расслоение между разговорным и литературным ассамским, что затрудняет школьное обучение, особенно в сельских районах.
Ограниченные ресурсы. Недостаток квалифицированных педагогов, особенно в отдалённых районах, а также нехватка качественных учебных материалов по естественным наукам на ассамском языке ограничивает сферу его применения.
Тем не менее, усилия по стандартизации и расширению образовательных ресурсов на ассамском языке продолжаются. Государственные и негосударственные инициативы способствуют укреплению языка как важного элемента культурной и образовательной идентичности Ассама.